К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пятерка наносит ответный удар: почему опасно завышать оценки студентам

Фото:  katemangostar, Freepik
Фото: katemangostar, Freepik
Преподаватели с высокой академической нагрузкой склонны завышать оценки студентам, чтобы снизить собственные трудозатраты. Это негативно влияет на систему высшего образования и снижает воспринимаемую ценность дипломов

Впервые о систематическом завышении оценок заговорили в западных университетах еще полвека назад. Сегодня эта проблема актуальна и для российской системы высшего образования. Средний балл студентов отечественных вузов растет год от года. В результате высокие оценки перестают отражать качество знаний и навыков учащихся и выпускников.

Этот феномен по аналогии с экономическим получил название «инфляция оценок».

Исследование (есть в распоряжении Forbes Education), проведенное российскими учеными, выявило неожиданную, но важную причину инфляции оценок: загруженность преподавателей. Авторы работы проанализировали данные о курсах, нагрузке педагогов и оценках студентов Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики за 2018–2021 годы и пришли к выводу: чем больше курсов ведет преподаватель и чем больше учащихся ему приходится оценивать, тем с большей вероятностью студенты получают завышенные отметки. Каждый дополнительный студент при прочих равных условиях может повысить средний балл всей группы на 0,007. Эта на первый взгляд незначительная величина в масштабах большого потока может привести к серьезному искажению картины успеваемости. Например, в ходе исследования изучались потоки до 500 студентов и там гипотетическое повышение оценки могло достигать трех баллов из десяти.

Исследование также показало, что на подход к выставлению отметок существенно влияет стаж преподавателя: более опытные педагоги строже оценивают учащихся. Это может объясняться тем, что давно работающие преподаватели эффективнее организуют академический процесс и распределяют время. Кроме того, объективнее оценивают студентов те педагоги, которые читают курс не впервые или уже знакомы с учащимися, например ведут у них занятия по другим дисциплинам.

Подход к оцениванию зависит еще и от типа курса. Преподаватели обязательных дисциплин, осознавая влияние промежуточных отметок на итоговую, склонны завышать оценки. На факультативных занятиях более строгий подход, особенно у опытных педагогов, для которых качество работы — важная составляющая профессиональной репутации.

Авторы исследования показали, что инфляция оценок негативно влияет на систему высшего образования и на экономику в целом. Во-первых, она подрывает доверие к дипломам: если у многих выпускников высокие баллы, работодателю сложно определить, кто действительно обладает необходимыми знаниями и навыками. Это может привести к снижению ценности высшего образования.

Во-вторых, инфляция оценок способна усугублять социальное неравенство. Если в одних вузах или на одних специальностях оценки завышаются чаще, выпускники получают необоснованное преимущество на рынке труда.

Чтобы снизить инфляцию оценок и ее влияние на систему образования, вузы могут принять ряд мер.

Оптимизировать рабочую нагрузку преподавателей. Пересмотр норм нагрузки педагогов, особенно молодых, позволит равномернее распределить учебные часы между ними.

Контролировать количество преподаваемых курсов и размер учебных групп. Одновременное ограничение числа преподаваемых курсов и количества учащихся в группах позволит преподавателям уделять достаточно времени каждому студенту и каждой работе.

Ввести систему мониторинга распределения оценок. Регулярный анализ оценок, выставляемых по разным дисциплинам, поможет выявить случаи необоснованного завышения баллов.

Разработать единые критерии оценивания. Четкие и прозрачные критерии оценки знаний и компетенций студентов помогут снизить элемент субъективности при выставлении баллов.

Инфляция оценок — почти незаметная, но серьезная проблема, влияющая на качество высшего образования. Решив ее, можно повысить ценность вузовских дипломов и обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+