Пятерка наносит ответный удар: почему опасно завышать оценки студентам

Впервые о систематическом завышении оценок заговорили в западных университетах еще полвека назад. Сегодня эта проблема актуальна и для российской системы высшего образования. Средний балл студентов отечественных вузов растет год от года. В результате высокие оценки перестают отражать качество знаний и навыков учащихся и выпускников.
Этот феномен по аналогии с экономическим получил название «инфляция оценок».
Исследование (есть в распоряжении Forbes Education), проведенное российскими учеными, выявило неожиданную, но важную причину инфляции оценок: загруженность преподавателей. Авторы работы проанализировали данные о курсах, нагрузке педагогов и оценках студентов Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики за 2018–2021 годы и пришли к выводу: чем больше курсов ведет преподаватель и чем больше учащихся ему приходится оценивать, тем с большей вероятностью студенты получают завышенные отметки. Каждый дополнительный студент при прочих равных условиях может повысить средний балл всей группы на 0,007. Эта на первый взгляд незначительная величина в масштабах большого потока может привести к серьезному искажению картины успеваемости. Например, в ходе исследования изучались потоки до 500 студентов и там гипотетическое повышение оценки могло достигать трех баллов из десяти.
Исследование также показало, что на подход к выставлению отметок существенно влияет стаж преподавателя: более опытные педагоги строже оценивают учащихся. Это может объясняться тем, что давно работающие преподаватели эффективнее организуют академический процесс и распределяют время. Кроме того, объективнее оценивают студентов те педагоги, которые читают курс не впервые или уже знакомы с учащимися, например ведут у них занятия по другим дисциплинам.
Подход к оцениванию зависит еще и от типа курса. Преподаватели обязательных дисциплин, осознавая влияние промежуточных отметок на итоговую, склонны завышать оценки. На факультативных занятиях более строгий подход, особенно у опытных педагогов, для которых качество работы — важная составляющая профессиональной репутации.
Авторы исследования показали, что инфляция оценок негативно влияет на систему высшего образования и на экономику в целом. Во-первых, она подрывает доверие к дипломам: если у многих выпускников высокие баллы, работодателю сложно определить, кто действительно обладает необходимыми знаниями и навыками. Это может привести к снижению ценности высшего образования.
Во-вторых, инфляция оценок способна усугублять социальное неравенство. Если в одних вузах или на одних специальностях оценки завышаются чаще, выпускники получают необоснованное преимущество на рынке труда.
Чтобы снизить инфляцию оценок и ее влияние на систему образования, вузы могут принять ряд мер.
Оптимизировать рабочую нагрузку преподавателей. Пересмотр норм нагрузки педагогов, особенно молодых, позволит равномернее распределить учебные часы между ними.
Контролировать количество преподаваемых курсов и размер учебных групп. Одновременное ограничение числа преподаваемых курсов и количества учащихся в группах позволит преподавателям уделять достаточно времени каждому студенту и каждой работе.
Ввести систему мониторинга распределения оценок. Регулярный анализ оценок, выставляемых по разным дисциплинам, поможет выявить случаи необоснованного завышения баллов.
Разработать единые критерии оценивания. Четкие и прозрачные критерии оценки знаний и компетенций студентов помогут снизить элемент субъективности при выставлении баллов.
Инфляция оценок — почти незаметная, но серьезная проблема, влияющая на качество высшего образования. Решив ее, можно повысить ценность вузовских дипломов и обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
