К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Школа занятых детей: как устроено смешанное обучение

Роман Котов. Фото: Дарья Илькевич
Роман Котов. Фото: Дарья Илькевич
Современные родители хотят, чтобы школа была гибкой: давала ребенку качественное образование и при этом оставляла время на спорт, творчество и семейный досуг. Еще несколько лет назад такая комбинация казалась невозможной — приходилось выбирать что-то одно

Сегодня, с развитием смешанного (гибридного) обучения, дети получили возможность совмещать полноценную учебу с другими важными занятиями. Эту модель уже реализуют Горчаковский лицей МГИМО, Международная школа смешанного обучения (МШСО) и школа «Олимп-Плюс». Как устроена система и действительно ли она эффективна, рассказывает Роман Котов, советник ректора МГИМО и автор интеллектуальной платформы управления школой IBLS  

— Какие тенденции вы видите в образовании? Изменились ли у родителей и общества ожидания от школы?

— Сегодня школьное образование правильнее рассматривать как часть экономики. Большое влияние на него оказывает рынок труда, который становится все более гибким и адаптивным. Например, многие компании отказываются от фиксированного графика работы и обязательного посещения сотрудниками офиса.

Родители начинают воспринимать гибкость как норму, и у них появляются вопросы: обязательно ли ребенку находиться в школе каждый день? может ли школа предложить свободу выбора и настроиться на индивидуальный ритм семьи? Изменение запросов требует нового подхода к проектированию образовательных траекторий. Современные школы могут обеспечить такую гибкость? Да, при помощи новых форм организации образования — прежде всего смешанного обучения. Его суть в том, что часть занятий проводится дистанционно, в формате вебинаров и видеоконференций, но при этом ребенок взаимодействует с учителями и одноклассниками, получает доступ ко всем материалам так же, как в традиционной очной школе.

Раньше школа была каркасом, вокруг которого выстраивалось все остальное: спорт, творчество, встречи с друзьями. Сегодня она может стать не доминирующим, а равноправным инструментом развития — одним из важных элементов, но не единственным определяющим детство.

Важно отметить, что российский закон «Об образовании» — один из самых прогрессивных: он позволяет гибко сочетать разные формы обучения. Именно эта правовая рамка и дала возможность развиваться смешанным моделям.

— Кто пользуется возможностью учиться в смешанном формате?

— Запрос в первую очередь исходит от семей, которые активно занимаются развитием своего ребенка. Пока это не массовое явление, но в будущем ситуация, вероятно, изменится.

Наша пилотная модель ориентирована на тех, кого я называю занятыми детьми. Важно различать: «занятый» — значит увлеченный своим делом, а «занятой» — перегруженный. Наша школа — для первых: детей, у которых есть собственное большое дело, требующее времени и погружения.

Чаще всего это ребята, занимающиеся спортом, искусством или наукой. Со спортом и искусством все понятно: существует налаженная система подготовки — спортивные школы, музыкальные и художественные училища. С наукой сложнее: единой системы развития юных исследователей пока нет, поэтому школе труднее встроиться в их индивидуальную траекторию.

У занятых детей особый тип детства: их главная деятельность проходит вне школы. Им нужно образовательное учреждение, которое может подстроиться под индивидуальный график и при этом обеспечить качественное образование.

В наших школах учатся сотни детей-спортсменов. Мы сотрудничаем с федерациями водных видов спорта, волейбола, шашек — наши ученики входят в олимпийский резерв, выступают за «Динамо» и команды Первой лиги МВА. Это удивительно трудолюбивые и мотивированные дети. Например, половина команды одиннадцатиклассниц, участвовавших в чемпионате Москвы по волейболу, стали школьными медалистами. Кстати, распространенное мнение о том, что спортсмены слабее в учебе, ошибочно. В спорте высоких достижений интеллект — необходимое условие успеха.

Фото: Екатерина Лагунова

— Как меняется организация учебного процесса при смешанном обучении?

— Встроить школьное образование в жизнь занятого ребенка можно двумя способами: сократить объем программы или изменить сам подход к обучению — давать те же знания, но иначе распределять время, варьировать интенсивность учебы, исходя из графика ребенка. Мы выбрали второй путь.

Ключевую роль в этой модели играет куратор, или тьютор. Слово «куратор» образовано от латинского curare — «заботиться». Это, на мой взгляд, одна из профессий будущего, требующая очень широких компетенций. Ближайшая аналогия — врач-терапевт, который может оценить ситуацию в целом и направить к нужному узкому специалисту. Куратор разбирается в разных предметных областях и помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Цель куратора — научить ребенка справляться со всеми задачами в условиях дефицита времени, когда школа перестает быть главным стержнем жизни.

Мы всегда говорим детям: единственный ресурс, которым вы действительно можете управлять, — это время. Куратор помогает сформировать навык тайм-менеджмента: поддерживает, когда нужно быстро разобраться с расписанием, расставить приоритеты, настроить процесс так, чтобы все успевать. Спортсмен или музыкант тратит меньше времени на учебу не потому, что мы сокращаем школьную программу, а потому, что время используется гораздо более осмысленно и эффективно.

Мы делим предметы на циклы и определяем, в каких из них необходим личный контакт с педагогами. Он нужен прежде всего при изучении творческих дисциплин — литературы, русского языка и т. д., — требующих самовыражения, диалога, обратной связи. Точные науки допускают бóльшую долю самостоятельной работы. Впрочем, при освоении новых тем учитель необходим — но это педагог иного типа. Он не излагает программу линейно, а вникает в особенности каждого ученика, определяет, что вызывает у него затруднения, не тратит время на то, что и так понятно.


День открытых дверей в школе «Олимп-Плюс» 13 декабря >>>


— Может ли школа работать полностью онлайн?

— Думаю, нет. Цифровой формат отлично подходит для дополнительного образования: успешные примеры таких курсов есть во всем мире. Но перевести полноценную школу в онлайн-формат без потери качества, на мой взгляд, невозможно. Важно уточнить: я говорю о модели, при которой ученик самостоятельно изучает материал, не контактируя с педагогом.

Если же речь идет о занятиях по видеосвязи, во время которых учитель и ученики взаимодействуют в реальном времени, — это другая история. Такой формат равноценен очному: он сохраняет ключевой, принципиально важный элемент — общение. Живое взаимодействие позволяет почувствовать эмоциональное состояние человека — по интонации, паузам, реакции — и правильно выстроить диалог. Общение рождает эмоции, а они напрямую влияют на запоминание.

— Насколько эффективна смешанная модель обучения, если сравнивать ее с традиционной?

— Результаты государственной итоговой аттестации у нас сопоставимы со средними по Москве. Контрольные измерения, которые проводят Рособрнадзор и Департамент образования, также подтверждают: смешанная модель обеспечивает качество образования не хуже, чем средняя московская государственная школа.

Второй показатель эффективности — востребованность у родителей. Количество обучающихся растет, а это значит, что семьи видят преимущества гибридной модели.

Наконец, самое важное — компетенции, которые формируются у учеников: самостоятельность, навыки планирования времени, умение действовать в сжатые сроки, выстраивать партнерские отношения с родителями и школой. Без них смешанное обучение просто не работает. А то, что дети успешно справляются с такой нагрузкой, показывает: система действительно эффективна.

Главное в смешанном обучении не технологии. Главное — дать ребенку возможность заниматься тем, что для него по-настоящему важно, не жертвуя при этом образованием. Я постоянно вижу это на практике. Дети подключаются к урокам поздно вечером, после изнурительной тренировки. Используют свободный час на спортивных сборах, чтобы подготовиться к контрольной. И каждый раз я понимаю одно: наша задача как взрослых — быть для них опорой и поддержкой. Остальное они сделают сами.

Фото: Екатерина Лагунова
Реклама
ЧОУ ОО МШСО

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+