Хотеть учиться: мотивация в школе как результат системной работы

Ответ прост и сложен одновременно: такой кнопки не существует. Мотивация не возникает от разового действия, это результат долгой системной работы. О том, как эта работа может быть организована в школе, рассказывают в Павловской гимназии — одной из ведущих частных школ Подмосковья.
«Задача школы — сделать образовательное пространство интересным. При этом важно не скатиться в бесконечные развлечения и не забыть главное: учеба — это труд, но труд, который приносит удовольствие и результат».
С кем поведешься
Дети и подростки учатся друг у друга. Поэтому мотивация школьника во многом определяется его окружением: увлечены ли одноклассники познанием, принято ли в коллективе стремиться к высоким результатам. Павловская гимназия формирует мотивирующую атмосферу с помощью грантовой программы, которая поощряет целеустремленных учеников и открывает двери талантам.
Стипендиальный фонд гимназии — один из крупнейших среди российских частных школ. Конкурс открыт для всех: начиная с 8-го класса участвовать могут как гимназисты, так и ребята из других учебных заведений. Стипендиаты получают возможность учиться в Павловской гимназии бесплатно. Грант выдается на год, и это принципиально. Такая система учит не только достигать целей, но и удерживать взятую высоту. «Сохранить результат — большая ответственность, — говорит директор Павловской гимназии Ольга Рагожина. — Это не разовая победа, а постоянный труд».
С прошлого года гранты получают не только отличники. Комиссия оценивает успехи в исследовательских проектах, победы на олимпиадах и конкурсах, яркие достижения в творчестве или спорте. «Наша главная цель — показать детям, что мы видим их талант и готовы его развивать», — объясняет директор.
Стипендиаты становятся ориентиром для остальных учеников: их пример показывает, что настоящий успех складывается из академических результатов и активной жизненной позиции. Это побуждает ребят ставить перед собой амбициозные цели и последовательно двигаться к ним.
Такая система особенно важна для детей из обеспеченных семей. Нередко они растут в закрытой среде и не сталкиваются с реальным соперничеством. Грантовая программа создает в гимназии атмосферу, в которой достижения зависят прежде всего от самого ребенка. При этом школа предоставляет ученикам все необходимое: насыщенную образовательную программу, сильных педагогов и возможность учиться на своих ошибках.
По собственному маршруту
Помимо окружения, важную роль в укреплении мотивации к учебе играет то, как выстроен образовательный процесс. Когда программа учитывает интересы и таланты школьника, а педагоги чутко реагируют на его запросы, учеба становится не повинностью, а осознанным выбором.
В Павловской гимназии налажена система профильного обучения. Подготовка к выбору специализации начинается уже в 8–9-м классе с деления на группы по интересующим дисциплинам, а в 10–11-м классе школьники выбирают один из четырех профилей: информационно-технологический, естественно-научный, гуманитарный или социально-экономический. Если интересы выходят за рамки стандартных, можно составить индивидуальный учебный план — подобрать любое сочетание предметов для углубленного изучения: географии с математикой, литературы с информатикой или другую комбинацию, которая отвечает целям ученика.
Разобраться в многообразии возможностей — профилях, элективах, проектной работе — помогают тьюторы. Вместе с классными руководителями и учителями-предметниками они поддерживают школьников в выборе пути, помогают справиться с трудностями и достичь максимальных результатов. Это особенно важно на переломном этапе 9–10-х классов, когда определяется дальнейшая специализация.
Индивидуальный подход невозможен без сильной команды. В Павловской гимназии педагоги не ограничиваются передачей знаний: они учат формулировать вопросы, проверять гипотезы, вести исследовательскую работу. Образование выходит за пределы уроков — ученики участвуют в конференциях, деловых играх, отправляются в образовательные путешествия. Педагоги становятся наставниками, которые замечают уникальные способности каждого и помогают их развивать.
Внеклассная свобода
Человек с гораздо большей отдачей делает то, что выбрал или придумал сам, — это правило работает в любом возрасте. Если в рамках обязательной школьной программы свобода ограничена требованиями госстандарта, то внеурочная деятельность открывает широкие возможности для самореализации.
«Внеклассные занятия — это не просто способ занять детей во второй половине дня, — рассказывает заместитель директора по внеакадемической деятельности Екатерина Мальчикова. — Дополнительное образование помогает ребенку учиться делать выбор, применять знания для решения практических задач, находить единомышленников».
Гимназия предлагает детям более 40 программ — от художественной и спортивной до инженерной и естественно-научной. Форматы разные: клубы по интересам, творческие студии, спортивные секции, проектная работа в малых группах. Здесь ставят спектакли и реализуют проекты — часто по инициативе самих учеников.
«Важно создать единое образовательное пространство, где есть место выбору, пробам и ошибкам, общению и поиску себя, работе и отдыху, творчеству и спорту, исследованиям и увлечениям».
Занятия построены по модульному принципу — каждый модуль длится полтора-два месяца и завершается конкретным результатом. «Как только ребенок впервые достигнет успеха, который признают окружающие, его мотивация выходит на новый уровень», — отмечает Екатерина Мальчикова.
Система, а не кнопка
Опыт Павловской гимназии демонстрирует: мотивация к учебе — продукт системной работы. Индивидуальный подход позволяет сфокусироваться на приоритетных предметах, не жертвуя широтой кругозора. Грантовая программа создает конкурентную среду и показывает ценность усилий. Внеакадемическая деятельность помогает развивать практические навыки и личностные компетенции.
Главное — школа формирует среду, в которой учеба становится естественной потребностью. В которой сильные педагоги и тьюторы — всегда рядом. Среду, где можно пробовать, ошибаться и искать себя. Где ценятся не только отметки, но и инициатива, творчество, стремление к достижению цели. Где самый главный человек, от которого зависит успех, — это ты сам.
