Homo Cogitans: учиться и разучиваться, работать и отдыхать

Долгое время люди верили, что машины возьмут на себя физический труд, а интеллектуальная деятельность останется прерогативой человека. Но действительность оказалась иной: ИИ осваивает именно ту область, которая всегда считалась исключительно человеческой — мышление. Какую роль будет играть человек в технологическом будущем? Этот вопрос стал центральным на IX конференции СберУниверситета «Больше чем обучение», посвященной теме «Homo Cogitans (человек мыслящий): шаг в новый этап эволюции».
Концепция Homo Cogitans предлагает новый взгляд на человеческую природу. В отличие от концепции Homo sapiens («человек разумный»), она отражает способность к рефлексии, критическому анализу и творческому переосмыслению действительности. В мире, который трансформируют технологии, человеку предстоит не просто адаптироваться, но и выработать новые качества. Какие компетенции станут ключевыми? Какие способности позволят интегрироваться в изменившуюся реальность?
Участники конференции — ученые, эксперты в области технологий и образования, бизнес-лидеры — обсудили навыки будущего: готовность к непрерывному обучению, умение работать с ИИ, креативность, эмоциональный интеллект. А также пришли к выводам: человеку необходимо не только учиться, но и отучаться что-то делать; не только работать, но и позволять себе бездействие, дающее пространство для глубокого мышления.
Приведем ключевые идеи двух сессий конференции — «Unlearning: какие навыки будут не нужны командам будущего» и «Wandering mind: как в организациях создать свободное пространство для мышления», объединенных общей идеей: одним из важнейших навыков будущего станет умение быть свободным.
Искусство разучиваться: как отказ от старого опыта помогает двигаться вперед
В эпоху искусственного интеллекта и стремительных перемен успех зависит не только от знаний, но и от готовности отказываться от устаревших практик. Умение вовремя распрощаться с привычными моделями поведения становится ключевым навыком для лидеров и их команд.
Что такое unlearning
«Unlearning — это не забывание, а способность осознанно освободиться от того, что больше не работает, и освоить то, что действительно нужно сейчас», — объясняет Максим Киселев, академический директор Школы бизнеса СберУниверситета.
Сложность заключается в том, что отказываться приходится именно от тех стратегий, которые когда-то привели к успеху. «Речь идет о подходах, доказавших свою эффективность в прошлом, — расстаться с ними психологически трудно», — говорит Оксана Морсина, управляющий партнер консалтинговой компании Regroup.
Клеман Фортин, проректор Сколтеха, иллюстрирует принцип unlearning примером из авиации: «Когда учишься пилотировать, первое, что необходимо, — перестать доверять собственным ощущениям. Тело не дает сигналов, нужных для безопасного полета. Приходится отучаться от того, чтобы полагаться на интуицию, и учиться доверять приборам».
ИИ как катализатор отказа от выученного
По мнению Клемана Фортина, искусственный интеллект радикально меняет требования к руководителям. Чтобы сохранить контроль над процессами, которые ИИ способен автоматизировать, лидер должен опережать технологию — а значит, осваивать принципиально новые компетенции, прежде всего умение работать с нейросетями. «Научившись правильно формулировать промпты, вы сами удивитесь, от выполнения скольких задач сможете отказаться», — утверждает Фортин.
«Если речь идет о первом лице компании или основателе, способность отказываться от привычек и освоенных навыков становится определяющей», — отмечает Оксана Морсина, 29 лет работающая с управленческими командами.
От чего необходимо отказываться современным руководителям:
- Стандартные управленческие практики. Готовые решения больше не работают: каждая компания нащупывает свой путь в условиях непрерывных изменений.
- Иерархическое мышление. Когда рынок трансформируется стремительно, долгие процессы согласования означают проигрыш в конкурентной борьбе, а иногда и потерю самой компании. Гибкость важнее субординации.
- Синдром незаменимого руководителя. Многие привыкли видеть в лидере человека, который решает все проблемы единолично. Новая реальность требует от руководителя иной роли: не делать все самому, а создавать условия, в которых команда находит решения быстрее и эффективнее.
Почему отучиться сложнее, чем научиться
Вера Толченникова, директор НИИ развития мозга и высших достижений РУДН, объясняет, что механизм забывания выученного основан на торможении условных рефлексов. Отказываясь от привычных паттернов, мы не стираем прежние нейронные связи, а формируем поверх них новые — тормозящие старые модели. Именно поэтому отучиться труднее, чем научиться с нуля. В моменты стресса или перегрузки происходит «растормаживание» — мы автоматически возвращаемся к прежнему поведению.
Эксперты предлагают пять правил, позволяющих безболезненно отказаться от привычных действий:
Наблюдать за собой. Необходимо задавать себе вопросы: какие привычные стратегии работают сейчас? Когда я в последний раз подвергал их сомнению? За что я держусь только потому, что это помогало раньше, хотя больше не приносит результата?
Двигаться. «Физическая нагрузка снимает психоэмоциональное напряжение, — говорит Вера Толченникова. — Всего 10–15 минут активности запускают процессы, стимулирующие рост новых нейронов».
Практиковать цифровую детоксикацию. Зависимость от гаджетов — один из главных вызовов современности. «Мы, взрослые, с этой зависимостью становимся неэффективны. Но дети в еще большей опасности», — предупреждает Вера Толченникова. Она рекомендует практиковать цифровой детокс: не пользоваться гаджетами в нерабочее время.
Слушать себя. «Вы — лучший эксперт для самого себя, — объясняет Вера Толченникова. — Только вы можете определить, какой навык ограничивает и портит вашу жизнь больше всего».
Сделать пересмотр подходов частью корпоративной культуры. Организациям Оксана Морсина предлагает два инструмента. Первый — аудит существующих практик: он позволяет определить, какие из них больше не соответствуют рыночным условиям. Второй — отказ от неэффективных практик. При запуске проектов стоит задаваться вопросом «Что нужно перестать делать?». «Для успешных организаций способность отказываться от устаревшего должна стать частью ДНК», — утверждает Морсина.
Блуждающий ум: почему организациям нужны люди на диване
В мире, где продуктивность измеряется количеством встреч и скоростью ответа на сообщения, бездействие воспринимается как признак лени. Однако именно блуждающий ум — wandering mind — оказывается ключом к прорывным решениям и инновациям.
Почему для продуктивности необходимо безделье
Парадокс творческого труда в том, что самые ценные идеи рождаются не за рабочим столом.
Никита Логинов, когнитивный психолог, сотрудник РАНХиГС, объясняет: «Наше мышление естественным образом пребывает в состоянии свободного блуждания и постоянного переключения между образами и идеями. Но на пути творчества стоят барьеры. Особенности восприятия толкают нас к очевидным решениям. Язык загоняет мысль в семантические ловушки. Память заставляет ходить по кругу, не выходя за границы привычных схем. Чтобы придумать что-либо действительно оригинальное и новое, важно иногда забыть предшествующие шаги, на которых мы зацикливаемся», — говорит психолог.
Исследования подтверждают: люди с повреждениями лобных долей коры головного мозга, отвечающих за контроль, лучше справляются с инсайтными (требующими озарения) задачами. Избыточный контроль блокирует спонтанные идеи. Но именно такой контроль культивируется современной культурой продуктивности. Алексей Шпильман, директор центра «ИИ для науки» Сбера, замечает: «Многие молодые сотрудники испытывают сильный стресс, если в какой-то момент ничем не заняты. Календари, забитые записями о встречах, и постоянно приходящие уведомления не дают сосредоточиться, а установка на то, чтобы всегда быть на связи, не оставляет пространства для размышлений».
Между тем именно в этом пространстве — когда ум свободно блуждает — рождаются инсайты и прорывные идеи. Такие паузы важны для творческого мышления — в этом убеждены многие эксперты, в том числе Любовь Василенко, директор проектов «Академии лидерства» СберУниверситета.
Первый шаг к продуктивному безделью — признать его ценность. «Нужно объяснять командам, что состояние, когда ты ничего не делаешь, необходимо для здорового профессионального роста», — говорит Алексей Шпильман.
Как фасилитировать собственное свободное мышление
Никита Логинов предлагает четыре практических инструмента, которые помогают создать условия для свободного мышления и творческих прорывов:
Смена контекста. Переключение между разными средами и задачами позволяет преодолеть зацикленность на непродуктивных подходах. Прогулка, смена обстановки, даже переход в другое помещение — все это перезагружает мышление и открывает новые перспективы.
Метакогнитивная тренировка. Необходимо следить за собственными переживаниями в процессе решения задач. Ощущение тупика, когда мысль буксует, или предчувствие близости ответа — сигналы, которые подсказывают, когда стоит приложить дополнительные усилия, а когда лучше отложить задачу и дать мозгу поработать в фоновом режиме.
Расфокусировка внимания. Парадоксально, но чрезмерная концентрация внимания препятствует инсайтам. Следует позволить мыслям свободно дрейфовать — во время рутинных занятий, перед сном, в душе. Именно в такие моменты мозг получает возможность неожиданно комбинировать разрозненные детали.
Накопление разнообразного опыта. Для спонтанных озарений необходима богатая база знаний и впечатлений. Нужно регулярно выходить за пределы своей профессиональной области: читать книги по смежным дисциплинам, общаться с представителями других специальностей, путешествовать, пробовать новое.
Как создать культуру свободного мышления в компании
Индивидуальные практики важны, но настоящая сила — в организационной среде, которая поощряет нестандартное мышление и дает право на интеллектуальное блуждание. Для формирования такой среды необходимы следующие компоненты:
Психологическая безопасность. Исследования показывают, что инновации рождаются там, где сотрудники не боятся рисковать. Алексей Шпильман предупреждает: «Недостаточно декларировать право на ошибку — важно помнить о нем, когда сотрудник ее совершает, иначе команда перестанет экспериментировать».
Встречи без жесткой структуры. Парадоксально, но иногда самые продуктивные совещания — те, у которых нет четкой повестки. Алексей Шпильман рекомендует давать людям возможность расслабиться и мыслить свободно. Можно даже отменить встречу, предложив сотрудникам «просто подумать над задачей». Половина команды воспримет это как выходной, но другая половина действительно найдет время для глубокого размышления.
Приоритет вопросов над ответами. Шпильман объясняет ключевое различие между корпоративной и научной средой: «В бизнесе спрашивают, что делать, в науке — зачем и почему. Дети задают вопросы в шесть раз чаще взрослых — и именно это детское любопытство питает настоящие открытия. В компаниях, в которых поощряются вопросы, в несколько раз чаще, чем в остальных, генерируются идеи.
Пространство для спонтанного общения. Люди теснее всего сближаются за совместной едой. Поэтому кафетерии и зоны отдыха в офисах — это не просто функциональные зоны, а места, где происходят неожиданные встречи и в случайных разговорах рождаются прорывные предложения.
Терпение и последовательность. Изменить корпоративную культуру невозможно по приказу. Алексей Шпильман напоминает: «Люди противятся переменам. Придется объяснять одно и то же десятки раз, показывать на примерах, терпеливо возвращаться к теме. Результат может проявиться на 31-й раз, а может — на 51-й. Главное — не останавливаться».
Способность к свободному, непредсказуемому мышлению становится главным конкурентным преимуществом в эпоху, когда искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи. Блуждающий ум — не роскошь, а необходимость для компаний, стремящихся к инновациям. Чтобы активировать его, иногда нужно просто лечь на диван.
