К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ИТ-образование в России: как EdTech адаптируется к новым реалиям рынка

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Исследование выявило основные тренды в ИТ-образовании, векторы его дальнейшего развития, а также определило, что оказывает на него наибольшее влияние в современных условиях

Рынок ИТ-образования, как и другие сферы EdTech, в последние годы переживает трансформацию. Экономическая нестабильность, колебания на рынке ИТ-кадров и распространение искусственного интеллекта заставляют игроков индустрии пересматривать свои стратегии. Потребители образовательных услуг становятся требовательнее, а их выбор все чаще падает на узкоспециализированные форматы обучения. Это показало исследование (есть в распоряжении Forbes Education), проведенное ИТ-холдингом Т1, — оно основано на анализе информации из открытых источников, данных собственного аналитического агентства и опыте, накопленном в ходе проектов по цифровизации компаний из разных секторов экономики.

Технологический фундамент ИТ-образования
Фото: Freepik

Технологический фундамент ИТ-образования

Согласно исследованию, подходы к обучению ИТ-специалистов меняются под влиянием четырех технологий, которые позволяют сократить сроки создания контента, повысить качество образовательного процесса и обеспечить масштабируемость продукта без увеличения затрат.

Генеративный искусственный интеллект. Искусственный интеллект перестал быть инструментом проверки домашних заданий — теперь он во многом может заменить преподавателя. Современные системы способны адаптировать стиль объяснения материала под индивидуальные особенности восприятия каждого учащегося. Опыт внедрения решений вроде AI Tutor в Сингапуре показывает: при правильной интеграции искусственный интеллект может взять на себя от 30 до 50% задач традиционного преподавателя.

Иммерсивные технологии. Виртуальная и дополненная реальность трансформируют обучение. Студенты все реже пользуются симуляторами на обычном компьютере — теперь они могут погружаться в трехмерную среду. Это на 76% повышает эффективность освоения материала. Для ИТ-образования такие технологии особенно важны: они дают возможность создавать виртуальные лаборатории для работы с облачной инфраструктурой, оттачивания навыков обеспечения информационной безопасности, проектирования системной архитектуры.

Низкокодовые и бескодовые платформы. Сегодня появляется все больше инструментов, которые не требуют от пользователя умения программировать или глубоких технических знаний. С их помощью любой специалист может создавать интерактивный образовательный контент — тесты, презентации, обучающие игры и симуляции. Это дает возможность учителям, методистам и экспертам в различных областях самостоятельно разрабатывать качественные учебные материалы, не обращаясь за помощью к программистам.

Облачные системы управления обучением. Современные облачные LMS-платформы существенно изменились за последние годы. Если раньше они использовались в основном как хранилища, в которых размещались учебные материалы и задания, то сейчас они превратились в сложные интеллектуальные системы. Такие платформы отслеживают, как учится каждый студент, предсказывают его будущие результаты на основе текущей успеваемости и автоматически подбирают персональные рекомендации — какие темы нужно повторить, какие дополнительные материалы изучить или какой уровень сложности заданий будет оптимальным. Фактически система стала цифровым помощником, который адаптирует образовательный процесс под потребности конкретного человека.

Тренды ИТ-образования
Фото: Freepik

Тренды ИТ-образования

Поляризация форматов. В последнее время рынок образовательных услуг в области ИТ определяется возросшим спросом на два вида форматов. Первый — короткие образовательные ролики длительностью от 5 до 15 минут, позволяющие быстро освоить необходимые навыки; второй — продолжительные программы профессиональной переподготовки. Курсы средней длительности стремительно теряют популярность.

Фокус на узкой специализации и практической применимости. Универсальные программы широкого профиля уступают место узкоспециализированным, ориентированным на конкретные технологии и рыночные ниши. При этом практическая направленность становится обязательным, а не дополнительным элементом качественного курса. Программы, не включающие в себя работу с реальными проектами и интеграцию в актуальные бизнес-процессы компаний, уже сейчас воспринимаются как неполноценные и не соответствующие современным реалиям. Коллаборативное и peer-to-peer обучение вытесняет традиционное, что способствует более быстрому обмену знаниями и практическим опытом между специалистами. Многие курсы проводятся на базе вузов, что позволяет сочетать академический подход с практическим, отвечающим потребностям бизнеса.

Усилившееся влияние работодателей. ИТ-компании активно участвуют в образовательном процессе: разрабатывают программы для вузов, проводят тренинги для преподавательского состава, открывают доступ к своим платформам в образовательных целях, создают технологическую инфраструктуру для учебы, запускают программы стажировки и формируют отраслевые стандарты компетенций.

Крупные компании также инвестируют в корпоративное образование, превращая его в один из главных трендов отрасли: основную роль в обучении сотрудников начинают играть уже не внешние онлайн-школы, а корпоративные университеты.

Эту тенденцию усиливают государственные инициативы. Новые правила аккредитации ИТ-компаний требуют направлять 5% средств, сэкономленных благодаря налоговым льготам, на образовательные цели, что стимулирует бизнес развивать партнерства с высшими учебными заведениями и поддерживать образовательные инициативы.

Три вектора развития ИТ-образования
Фото: onlyyouqj, Freepik

Три вектора развития ИТ-образования

1. Подготовка специалистов среднего и высшего звена. На российском ИТ-рынке сохраняется острая нехватка специалистов среднего и старшего звена, в то время как начинающих, джунов, — избыток. Эта ситуация заставляет компании пересматривать подходы к обучению персонала и инвестировать в образовательные программы длительностью от года до двух лет, направленные на трансформацию начинающих специалистов в разработчиков среднего уровня.

2. Подстройка под российские технологии. Курс на развитие отечественных технологических решений создает новые требования к компетенциям ИТ-специалистов. Статистика демонстрирует впечатляющую динамику: спрос на 1С-разработчиков и специалистов по Astra Linux резко вырос, что отражает общий тренд на импортозамещение и локализацию.

3. Обучение ИИ-грамотности. Искусственный интеллект радикально меняет ландшафт профессиональных компетенций в ИТ-сфере. По прогнозам, к 2030 году 80% программистов должны будут пройти переподготовку в области работы с генеративным ИИ. Умение пользоваться ИИ-инструментами станет основой профессиональной компетентности, без которой невозможно сохранить конкурентоспособность на рынке труда.

Ориентируясь на этот тренд, работодатели уже увеличивают инвестиции в подготовку специалистов по нескольким направлениям: искусственному интеллекту и машинному обучению (к 2030 году потребуется более 10 000 таких специалистов), кибербезопасности, автоматизации технологических процессов сборки, настройки и развертывания программного обеспечения (DevOps).

Долгосрочные последствия трансформации

Долгосрочные последствия трансформации

Балансировка рынка труда. Стабилизация рынка труда в сфере ИТ произойдет не за счет увеличения количества джунов, а благодаря их более качественной подготовке.

Триумф специализации. Универсализм постепенно уступит место глубокой специализации: вырастет число профессионалов, сфокусированных на конкретных стеках технологий, решениях и отраслях. Это повысит качество выполняемых работ и сделает проекты более предсказуемыми с точки зрения сроков и результатов реализации.

Реалистичные зарплатные ожидания. Текущий разрыв между завышенными ожиданиями начинающих специалистов и реальной рыночной стоимостью их труда постепенно исчезнет, когда рынок станет более прозрачным, а требования к входу в профессию — более четкими.

Непрерывное обучение как стандарт. Непрерывное обучение окончательно закрепится как неотъемлемая часть профессиональной деятельности, а не дополнение к ней. Специалисты осознают необходимость постоянного развития, а работодатели будут включать образовательные программы в стандартный компенсационный пакет наравне с зарплатой и медицинской страховкой.

Сокращение географического дисбаланса. Удаленное обучение и работа позволят компаниям привлекать специалистов из регионов, где традиционно меньше возможностей для развития в ИТ-сфере. Столица постепенно перестанет быть единственным центром ИТ-индустрии, что приведет к более равномерному развитию технологической экосистемы по всей стране.

Трансформация профессионального ландшафта. Некоторые профессии исчезнут или существенно изменятся. Часть рутинной работы будет автоматизирована и перейдет в категорию опциональных задач действующих сотрудников. Начинающие специалисты станут значительно более компетентными уже на старте карьеры, а новые профессии — такие как ИИ-интегратор, специалист по этике искусственного интеллекта или промпт-инженер — закрепятся на рынке труда.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+