К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Никогда не поздно: как и почему меняют профессию представители разных поколений

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Миф о том, что в зрелом возрасте переучиваться поздно, отживает свое. Менять профессию готовы и зумеры, и миллениалы, и представители поколения Х. Работодатели реагируют на эту тенденцию, предлагая все больше вакансий для людей без профильного опыта

Три четверти россиян уже задумывались о смене профессии, а две трети меняли сферу деятельности хотя бы раз. Это показало исследование (есть в распоряжении Forbes Education), проведенное компаниями Skillbox и «Авито Работа» совместно с сервисом Anketolog.ru. Опросив 1500 человек в возрасте 18–60 лет, проживающих в городах-миллионниках, аналитики подтвердили: если раньше выбор профессии делался раз и навсегда, то сегодня карьерные эксперименты стали нормой.

Готовность к переменам

Мысли о смене сферы деятельности посещают людей всех поколений, однако с возрастом и опытом стремление к переменам усиливается. Зумеры (респонденты в возрасте 18–25 лет) зачастую находятся на начальном этапе профессионального самоопределения, поэтому о новой профессии задумываются реже представителей других поколений. И все же 57% молодых людей готовы полностью изменить карьерную траекторию, а у 20% уже есть такой опыт.

Представители поколений Y (респонденты 26–44 лет) и Х (45–60 лет) заинтересованы в смене специальности в равной степени: такое желание высказали по 79% опрошенных из обеих групп. Среди игреков, или миллениалов, 61% менял профессию хотя бы раз, а 10% делают это в настоящий момент. У иксеров опыт еще больше: 71% полностью менял карьерный путь один раз, а 50% — неоднократно. Планируют повторить этот эксперимент в будущем только 5%.

Отвечая на вопрос, в каком возрасте лучше всего менять профессию, равные доли респондентов давали ответы «в любом» и «в среднем» (по 35%). Стереотипное представление о том, что в зрелом возрасте переучиваться поздно, уходит в прошлое.

Мотивация к переменам

Главный двигатель карьерных перемен — желание повысить доход: в этом признались 58% респондентов. На втором месте в среднем по всем группам опрошенных — разочарование в нынешней профессии (48%), на третьем — желание реализовать себя в другой сфере (34%).

Мотивация разных поколений меж тем различается. У зумеров на первый план выходят интерес к работе и самореализация. Более половины (55%) задумываются о переменах, когда работа перестает приносить удовольствие, а треть (31%) хотят попробовать себя в другой области. Для респондентов из этой группы важна возможность трудиться удаленно: 25% заявили, что готовы сменить сферу деятельности ради работы из дома.

Представители двух других поколений чаще меняют специальность, чтобы больше зарабатывать: на эту причину указали 62% миллениалов и 54% иксеров. Для миллениалов большое значение имеет также саморазвитие — об этом сказал 41% представителей поколения Y и только 31% зумеров и 27% иксеров.

Люди старше 45 лет часто принимают решение о смене карьерного трека из-за кризисных ситуаций или увольнения (26%).

Препятствия на пути перемен

Среди препятствий на пути к новой профессии респонденты чаще всего называли необходимость осваивать новые навыки и адаптироваться к непривычной роли (52%). В топ-3 по всем группам опрошенных также вошли сложности с поиском подходящих вакансий (43%) и снижение уровня дохода (43%).

Зумеры опасаются, что не смогут освоить новые навыки (около 60%), найти хорошую работу (57%) и выдержать конкуренцию с более опытными специалистами (31%). Миллениалы боятся впустую потратить время и силы на освоение новой специальности (49%) и беспокоятся о возрастном пороге входа в новую профессию (34%). Представители поколения X предсказуемо считают возрастные ограничения наиболее серьезным препятствием (50%). Они больше других боятся потерять стабильный доход (39%) и столкнуться с непониманием со стороны окружающих (9%).

Эмоции, связанные с переменами

Задумываясь о смене профессии, большинство респондентов испытывают любопытство и интерес (41%). На втором месте с большим отрывом — тревога и сомнения (19%), на третьем — страх потерять стабильность (14%).

С возрастом позитивные эмоции предсказуемо угасают, а негативные набирают силу. Зумеры чаще других испытывают энтузиазм и азарт (17% против 10% у миллениалов и 7% у иксеров) и реже — тревогу и сомнения (10% против 23% и 18% соответственно).

Жертвы на пути к переменам

Несмотря на стремление к переменам, большинство россиян готовы тратить на освоение новой профессии только время (30%). Жертвовать деньгами, например частью дохода, согласны лишь 14%. Четверть опрошенных заявили, что не пойдут ни на какие жертвы ради изменения карьерного пути.

Готовность потерять часть дохода в наибольшей степени выразили зумеры (26%), в наименьшей — представители старшего поколения (12%). Зумеры также не против ради смены карьерного трека лишиться отпуска или отдыха (28% против 21% миллениалов и 13% иксеров), а миллениалы — пожертвовать статусной должностью (26% против 21% зумеров и 24% иксеров). Люди старше 45 лет чаще других отказываются от каких бы то ни было жертв (33% против 14% зумеров и 20% миллениалов).

К снижению уровня заработной платы, сопровождающему карьерный переход, люди с возрастом относятся все хуже. Получать на 30–40% меньше готовы 16% зумеров, 14% миллениалов и только 6% иксеров; зарабатывать на 10–20% меньше согласны соответственно 78%, 81% и 90% представителей трех возрастных групп.

Путь к переменам

Выбирая способ освоения новой специальности, россияне отдают предпочтение форматам с элементами практики или дистанционному обучению. Наиболее популярны стажировки (47%), онлайн-курсы (36%) и программы дополнительного профессионального образования (29%).

Зумеры предпочитают краткосрочные и прикладные форматы: стажировки (41%) и онлайн-курсы (40%). Более старшие поколения немного чаще выбирают работу с ментором или наставником (27% миллениалов и 28% иксеров против 24% зумеров) и значительно реже — самообразование (17% миллениалов и 16% иксеров против 26% зумеров). Они считают личное взаимодействие важной частью образовательного процесса, поэтому чаще ищут вакансии с возможностью переобучения: за такой вариант отдают голоса 32% представителей поколения X, 26% представителей поколения Y и всего 19% зумеров.

Предложения работодателей

Компании откликаются на запрос соискателей, желающих сменить профессию, и открывают все больше вакансий, предусматривающих обучение и переобучение на рабочем месте. По данным «Авито Работы», в III квартале 2025 года количество таких предложений выросло на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший рост (на 139%) зафиксирован в сельском хозяйстве. На втором месте — логистика (121%), на третьем — пищевая промышленность (106%). За счет найма сотрудников без профильного опыта организациям из этих сфер удается быстрее закрывать вакансии и формировать кадровый резерв.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+