Благодаря лучшему пониманию того, как работает инклюзия и зачем она нужна, запрос на инклюзивные школы растет. Инклюзия в государственных школах Москвы развивается в рамках городских проектов. Однако, по оценкам экспертов, успешных практик все еще крайне мало и остро не хватает специалистов нужных направлений.
Ольга Журавская, президент благотворительной организации «Журавлик», подтверждает, что ситуация с инклюзией не кажется столь безнадежной, как 5 лет назад: «Все больше и больше государственных школ получают запросы от настойчивых родителей, которые знают права своих детей, сами школы смотрят по сторонам и видят соседние школы, которые уже пошли навстречу инклюзии, и решают тоже попробовать, начинают думать, как распределить бюджет, как получить дополнительные ставки и т. д. Это умные школы. Есть примеры государственных школ, где есть и ресурсная зона, и зона сенсорной разгрузки, и ставки тьюторов, и логопеды, значит, все это реально. Главное в инклюзии — не деньги, а понимание директора, что каждый ребенок может и должен ходить в школу, если качество жизни ребенка от этого улучшится». Эксперт отмечает, что и в частных школах, где преобладает персонализированный подход и к каждому ребенку и сотруднику относятся как к члену семьи, инклюзия внедряется легко. Чем больше таких школ, тем эффективнее инклюзивная среда: полноценная инклюзия работает, когда особые дети составляют не более 10–20% от всех учащихся.