Электронное правительство и SOA

Единственный способ выполнить задачу по организации электронных госуслуг в срок

"Сервисная ориентация представляет собой такое идеальное видение мира, в котором ресурсы четко разделены и последовательно представлены в терминах сервисов".

Дж.Шеккерман

Информатизация государственного управления без SOA эффективной не будет

Информатизация государственного управления приобрела в последние годы новый вектор – автоматизацию оказания услуг населению, т.н. электронные госуслуги. Принцип «единого окна», сокращение длительности оказания услуг гражданам, повышение удовлетворенности граждан – все это благие цели, но их достижению сейчас мешают две ключевые проблемы. Первая – неподготовленность существующей законодательной базы к автоматизации, а главное – к обмену информацией между ведомствами. Вторая проблема – разобщенность и разнородность используемых в ведомствах информационных систем. И если нормативная база вне зоны влияния ИТ-компаний, то в части технической организации информационного обмена решить проблему могут определенные ИТ-инструменты.

Из-за сжатых сроков, отведенных на перевод госуслуг в электронную форму, многие региональные и федеральные органы исполнительной власти ограничились развертыванием портала, содержащего каталог услуг. На этом портале граждане могут получить информацию о процедурах предоставления услуг и скачать определенные документы. Некоторые регионы продвинулись чуть дальше и автоматизировали на портале процедуру заполнения форм, а также простейшие услуги, например, выдачу справок из архива. Но на сокращение длительности оказания госуслуг и повышение удовлетворенности граждан такая автоматизация почти не влияет: по-прежнему люди должны обойти все ведомства, собирая нужные справки. Намного сложнее сделать следующий шаг – интегрировать существующие в различных ведомствах разнообразные информационные системы в единое ИТ-решение, что позволило бы реализовать принцип «одного окна». И в этом случае без применения принципов сервис-ориентированной архитектуры (SOA) не обойтись.

Так исторически сложилось, что в результате неуправляемого, а зачастую и просто «подпольного» развития информатизации в российских государственных структурах там сейчас имеется множество информационных систем, при создании которых тиражирование и интеграция с другими системами даже не подразумевались. Разнородность существующих приложений связана как с разностью платформ, используемых для их разработки, так и с несоблюдением каких бы ни было стандартов.

Делать «единое межведомственное окно» в таком «зоопарке» приложений без SOA и интеграционного ESB-инструмента, например, webMethods, даже и пытаться не стоит – ничего не получится. Административные процессы – в высокой степени «сквозные» процессы, затрагивающие множество ведомств, как регионального, так и федерального уровня. Поэтому в некоторых ведомствах, продвинувшихся дальше других по пути информатизации, после построения портального решения непременно следует внедрение ESB-платформы для интеграции существующих приложений на уровне информационного обмена.

Подробнее >>>

Акция «Рентген ваших процессов» >>>

Новости партнеров