К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Зачем отвечать на вопросы социологов?

Зачем отвечать на вопросы социологов?
Социологические опросы определяют результаты выборов и переписи населения

К тому, чтобы написать о российской социологии, меня подтолкнуло событие, которое не имеет почти никакого отношения к политике, — недавно закончившаяся перепись населения. А точнее, результаты одного связанного с ней опроса. Сразу оговорюсь: под социологией, как и большинство моих соотечественников, я буду понимать сбор и интерпретацию данных опросов общественного мнения. Многие социологи придерживаются других мнений о природе своей профессии, но в России так повелось. На языке политконсультантов, например, слово «социология» просто означает результаты опросов, ничего более. Ну и ладно. Не в словах ведь дело.

Так вот, опрос проводила самая уважаемая, и заслуженно уважаемая, российская опросная контора, Левада-Центр. По поводу переписи задавали много вопросов (приняли участие или нет? приходил ли переписчик? и др.), но больше всего меня поразило вот что: правдиво ли вы отвечали на вопросы переписи? Отличный вопрос! И что вы думаете? Ни много ни мало 97% россиян ответили, что правдиво.

То есть количество сообщивших, что приврали, оказалось, как любят говорить глубокомысленные люди во время предвыборных кампаний, «в пределах статистической погрешности». Обычно они не понимают смысла этого словосочетания (применяя его, например, к прогнозам, в которых никакой статистической погрешности не может быть по определению), но в данном случае, поверьте, оно было бы к месту. Оно означало бы, попросту говоря, что все россияне рассказали о себе правду.

 

Я не то чтобы какой-то законченный мизантроп и совсем не верю в человеческую правдивость. К тому же собственного опыта по поводу этой переписи у меня нет: ко мне, как и к подавляющему большинству моих знакомых, никакие переписчики не приходили. Все, в общем-то, знают, что данные о населении многоквартирных домов обычно собирают в жилконторах. Пусть десяти–двадцатилетней давности, с того времени как прописан, но зато документально достоверные. Однако не сомневаюсь, что многих действительно переписывали. Среди переписчиков было много студентов, а они могли отнестись к  делу всерьез.

И удивляет меня не результат. У людей ведь совесть есть. Перепись — важное государственное дело. Об этом много рассказывали по телевизору. Школы, детсады... А тут какой-то посторонний социолог приходит к тебе и нагло спрашивает: ну что, брат, а не соврал ли ты? То есть, надо понимать, не саботировал ли государственное дело? И что тут ответишь? Конечно, нет!

 

Удивляют меня социологи. Даже не тем, что они задают подобные вопросы: это как раз уместно в качестве теста на правдивость. Если все говорят, что не врут, значит, значительная часть врет. Удивляют тем, что снабжают этими данными СМИ, а те их тиражируют. Это ведь, граждане, издевательство.

Взять, например, выборы. Тоже ведь дело государственное. И если у россиянина спрашивают, пойдет ли он на выборы, то он почти всегда отвечает «да». Скажем, если верить опросным данным, то в региональных выборах обычно собираются участвовать уж никак не меньше 80%. Потом, правда, приходит процентов 35, с приписками до 45% дотягивают, но не 80. Однако социологам это не то чтобы совсем фиолетово, а просто находится за рамками исследовательского поля. Они продолжают спрашивать: доверяете Путину? Конечно, да. А Медведеву? You ask. А за кого будете голосовать? За «Единую Россию», однозначно. Все эти варианты, начиная с твердого намерения идти на выборы, означают, в сущности, одно и то же: отстань, мне нет дела ни до тебя, ни до твоих выборов, ни до начальства, мы оба знаем правильный ответ.

Данные поступают журналистам, и тут уж их часть работы: тефлоновый рейтинг, альтернативы нет и т. д. Потом результаты выборов аккуратно приводятся в соответствие с социологически зафиксированным волеизъявлением граждан, половина которых не только не голосовала, но даже и не собиралась голосовать, а значит, на все вопросы по поводу предпочтительных партий и кандидатов врала по определению. Тут у Чурова и Ко. есть свои методы. И результаты выходят — загляденье, никакого зазора между «социологией» и реальным итогом. Социологам слава, Чурову почет.

 

На самом деле, между переписью и выборами в России много общего. Списки избирателей ведь тоже берут в жилконторах, а работники участковых избирательных комиссий хорошо знают, кто из жителей никогда не ходит на выборы, и голосуют вместо них. Ну, то есть считают их голоса как поданные за тех, за кого надо. Возможно, процесс следовало бы рационализировать и как и в ходе переписи вообще никого ни о чем не спрашивать, а сразу брать данные о численности избирателей и расписывать: 75% за «Единую Россию», по 7% за парламентские партии, остальные 4% делить между тремя непарламентскими. В некоторых местах так уже и делают, но не везде. А ведь за этим методом будущее. И, конечно, социологи помогут.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+