К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Живой товар

фото Итар-ТАСС
фото Итар-ТАСС
В преддверии главного дерби российского чемпионата ЦСКА — «Спартак», которое состоится 28 августа в Лужниках, Forbes рассказывает о бизнес-модели ЦСКА.

В один из зимних дней 2005 года в центральном офисе Профессионального футбольного клуба (ПФК) ЦСКА появился кандидат на место в нападении команды. На острого форварда он совсем не походил — по коридорам на костылях ковылял худощавый, нескладный нападающий из Бразилии Жуан Алвес ди Ассис Силва, или просто Жо. «Все были поражены: зачем мы покупаем почти инвалида», — с усмешкой вспоминает генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев.

Именно он приложил максимум усилий, чтобы перспективный, но травмированный нападающий бразильского Сorinthians как можно быстрее оказался в Москве. Администрация ЦСКА в кратчайшие сроки организовала футболисту российскую визу, получила справки о состоянии его здоровья и уговорила его и агента прилететь в Россию. Спустя несколько дней Жо подписал с ЦСКА контракт. Его прежний клуб Сorinthians получил за футболиста около $7 млн. Через два с половиной года бразилец, набравший в России отличную форму, отправился играть в Manchester City, английский клуб заплатил за Жо около $38 млн (из них более $30 млн досталось ЦСКА). Это один из рекордов на российском трансферном рынке.

Сегодня ЦСКА — единственный футбольный клуб в России, который при доходах $75 млн имеет бездефицитный бюджет. Купи дешево — продай дорого, этим нехитрым правилом руководствуется на рынке футболистов президент и совладелец ЦСКА Евгений Гинер. Здесь ПФК ЦСКА — абсолютный чемпион: за последние пять лет только продажа таких игроков, как Жо, Юрий Жирков, Иржи Ярошик и Милош Красич, принесла клубу более $80 млн и окупила все трансферные расходы. Разница между доходами и расходами по трансферам могла быть еще большей, продай ЦСКА нападающего Вагнера Лава немецкому Stuttgart за €20 млн.

 

До прихода Гинера в ЦСКА в 2001 году это была с трудом держащаяся на плаву, средняя по спортивным результатам команда с теневыми владельцами. «Гинер взял не самую успешную команду и выстроил из нее настоящий, профессиональный клуб», — оценивает достижения экс-работодателя бывший главный тренер ЦСКА Валерий Газзаев, а сейчас президент ФК «Алания». Как Гинеру удалось достичь результатов, о которых конкурентам приходится только мечтать?

Предприниматель начал с кадров. В команду пришел новый тренер Газзаев, при котором ЦСКА трижды выиграл российский чемпионат и впервые в советской и российской истории завоевал кубок УЕФА. Спортивным директором ЦСКА стал бывший главный тренер олимпийской сборной СССР Владимир Сальков, а в селекционную службу перешел один из ведущих на тот момент футбольных агентов Виктор Панченко. Кроме того, клуб дает карт-бланш молодым амбициозным сотрудникам: например, Роман Бабаев стал гендиректором ЦСКА в 29 лет.

 

Затем бизнесмен, пользуясь личными связями, навел порядок с финансами. В 2004 году ЦСКА заключил трехлетний спонсорский контракт с «Сибнефтью», принадлежавшей Роману Абрамовичу. Полученные $54 млн сделали футбольную команду самой богатой в России на тот момент. «Это был не рыночный контракт, окрашенный дружбой двух предпринимателей», — вспоминает Сергей Капков, один из ключевых сотрудников Абрамовича, председатель правления фонда «Национальная академия футбола» (на деньги Абрамовича финансирует развитие этого вида спорта в стране). Сам Гинер говорит, что ему трудно оценить характер контракта: «Моя дружба с Романом Аркадьевичем, наверное, могла повлиять на сумму».

Но главное в футбольном бизнесе не деньги, а люди. Возьмем ФК «Спартак», пожалуй, самый популярный клуб в стране. С 2004 года команда принадлежит совладельцу «Лукойла», миллиардеру Леониду Федуну, и все это время ни разу не была чемпионом и не блистала в еврокубках.

 

«Селекционная политика — это не математика и даже не экономика в чистом виде. Фактор риска здесь гораздо выше, чем в обычном бизнесе», — говорит Роман Бабаев. Как устроена селекция игроков в ЦСКА?

«Все время мы имеем список из 30 футболистов на приобретение, на каждую из позиций по три игрока», — смачно выпустив сигарный дым, рассказывает в интервью Forbes Евгений Гинер. За первые два года после прихода в ПФК ЦСКА бизнесмен поменял более 80% игроков команды. Нанятый Гинером Газзаев, например, привел в команду подающих надежды братьев Березуцких (сейчас игроки сборной России) и ныне лучшего российского голкипера Игоря Акинфеева (капитан ЦСКА и вратарь сборной России). В 2004 году в ЦСКА появился молчаливый полузащитник тамбовского «Спартака» Юрий Жирков, незадолго до этого не прошедший смотрины в московском «Спартаке» — футболисту не предложили даже попробовать себя в дубле. Гинер купил Жиркова за $400 000, а в 2009 году продал его в Chelsea Романа Абрамовича в 70 раз дороже — за почти $30 млн.

Но главное, ЦСКА стал своеобразной перевалочной базой в ведущие европейские лиги для футбольных самородков из развивающихся стран. Их селекционеры клуба отыскивают виртуозно. Достаточно отметить, что четверо завербованных скаутами Гинера бразильцев впоследствии были приглашены в национальную сборную. «Я месяцами не вылезал из командировок в Латинскую Америку», — вспоминает один из бывших скаутов клуба. Он отбирал игроков в возрасте до 23 лет, как правило, на позиции атакующих. Искал футболистов с перспективой быть перепроданными через три-четыре сезона в богатые европейские клубы. Бразильский футбол живет почти исключительно за счет международных трансферов игроков. В год из страны в поисках лучшей доли уезжает около 1000 футболистов.

Но найти игрока — еще полдела. Куда важнее договориться с многочисленными представителями, заявляющими свои права на футболиста. Это клубы и футбольные агенты, которые часто становятся для игроков из фавел Рио-де-Жанейро и других бразильских городов вторыми родителями. Они дают талантливым мальчикам деньги на карманные расходы, покупают экипировку, пристраивают в футбольные школы и т. д. — ведут по жизни, надеясь получить достойное вознаграждение за многолетнюю работу.

При этом менеджеры ЦСКА стараются все делать самостоятельно, футбольных агентов они терпеть не могут. Впрочем, по словам Бабаева, в сделках на заключительной стадии переговоров «всплывало еще три-пять человек, которые как-то финансово участвовали в становлении игрока».

 

Это могут быть не только частные агенты или даже «местная крыша», но и трансферные компании, претендующие на футболиста. Наиболее известные из них — Traffic и MSI. Последней управляет бывший партнер предпринимателя Бориса Березовского Киа Джурабчиан, который как раз участвовал в трансфере Жо. «С бразильцами надо действовать оперативно и напрямую», — резюмирует Бабаев. Сам он неоднократно ночевал в офисе в период трансферных окон, чтобы при огромной разнице во времени быстро дозвониться до руководства того или иного латиноамериканского клуба.

Правда, на заключение контракта могут повлиять и куда менее очевидные факторы. Бразильцев по-настоящему пугает русская зима. А сделка по покупке первого латиноамериканца в ЦСКА — Карвальо — чуть было не сорвалась из-за ужина в ресторане. Отправившийся в 2004 году в далекую и неизвестную в футбольном мире Россию спортсмен был шокирован национальной кухней и буквально сбежал из ресторана в «Макдоналдс». В селекционной политике ЦСКА были и провалы, крупнейший из них — покупка за $10 млн атакующего полузащитника Рамона. Менеджерам клуба так и не удалось обуздать страсть бразильца к алкоголю и развлечениям, о которой их предупреждали при покупке. В итоге он был сдан в аренду бразильскому клубу и вернулся домой. Но с тех пор скауты ЦСКА самым тщательным образом составляют «психологический портрет» игрока: стараются поговорить с его ближайшими друзьями и родственниками, изучают записи в социальных сетях, дело может доходить даже до анализа бульварной прессы.

По словам одного из бывших сотрудников клуба, именно для того, чтобы заманить недоверчивых и теплолюбивых бразильцев в Россию, главным тренером ЦСКА в 2003 году на короткий срок стал португалец Артур Жорже. Но не последнюю роль в этом сыграл и сам Евгений Гинер. Он лично участвовал в переговорах с иностранцами. После каждой игры Гинер обязательно заходит в раздевалку. Нередки и совместные походы игроков и владельца команды в ресторан. А для семьи Юрия Жиркова, ютившейся в однокомнатной квартире в Тамбове, глава ЦСКА, например, сразу же купил новую. «Гинер — и играющий тренер, и акционер, и президент. Он этим живет, не перепоручая никому, в отличие от того же Федуна», — отмечает Капков.

Результат: находя супердешевых игроков, менеджмент ЦСКА умудряется продавать их по максимальной цене. Бабаев с едва уловимой улыбкой на лице вспоминает визит гендиректора итальянского Juventus Джузеппе Маротта. «Он подарил мне вымпел и думал, что сделка заключена», — вспоминает гендиректор ЦСКА. После длительных переговоров армейскому клубу удалось поднять цену за переезд Милоша Красича в Турин почти в два раза, до €15 млн. Если при продаже собственных игроков ЦСКА готов торговаться до последнего, то при покупке футболистов клуб избегает торгов. Показателен случай с аргентинским форвардом Кавенаги. На игрока кроме ЦСКА также претендовал московский «Спартак». В итоге «красно-белые» заполучили футболиста за $11,5 млн. «Гинер в один прекрасный момент сказал: пусть покупают. Он умеет взять паузу», — говорит спортивный агент Герман Ткаченко. Кстати, в итоге Кавенаги в России демонстрировал посредственные результаты и потом был «Спартаком» перепродан.

 

В последнее время главе ЦСКА приходится осваивать новые рынки. «Бразильский рынок сильно изменился. Если раньше соотношение «цена — качество» там было номер один, то сейчас это большой вопрос», — отмечает Бабаев. По стопам ЦСКА пошли и другие российские клубы, конкуренция выросла. Где теперь будет отыскивать таланты Гинер? ЦСКА переориентировался на второстепенные европейские лиги: японец Кейсуке Хонда приехал из Нидерландов, а ивуариец Сейду Думбия — из Швейцарии. «Я беру деньги из бюджета клуба, а не из сейфа», — средства Гинер считать умеет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+