Воздушные гаражи

«Народные гаражи» для москвичей, заплативших по 350 000 рублей, построить практически невозможно. Но чиновники уже заработали на них $10 млн

В 2010 году Москва в два раза урежет бюджет на строительство жилья за счет городских средств и в три раза сократит затраты на дороги. Частных инвестиций тоже мало — куда податься строителям? В программу «Народный гараж», говорит глава московского стройкомплекса Владимир Ресин. На недавней пресс-конференции он заявил, что в будущем году каждая десятая строительная фирма будет задействована в возведении многоэтажных гаражей-стоянок, одно машино-место в которых будет стоить 350 000 рублей. В ближайшие годы в городе по планам правительства будет построено около 700 таких объектов.

Считается, что сейчас «ведется работа» по 195 объектам, до конца 2009 года должно быть сдано 58 000 машино-мест (планировалось 74 000). Пока, правда, готов только один гараж на 953 машино-места, с помпой открытый в октябре в Кожухово. «Дай Бог, чтобы из сотен заявленных штук пять построили», — смеется Валентин, гендиректор и совладелец небольшой строительной компании. Фирма Валентина была генподрядчиком по строительству гаража в Выхино на 200 машино-мест, даже провела закладку первого камня. «Но мы вышли из этого проекта, — объясняет бизнесмен. — Сложно задействовать свободные мощности без денег. А не заплатили, насколько я знаю, ни-ко-му — ни строителям, ни проектировщикам». На официальном сайте ГУП «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы» (Дирекция) указано, что на объекте «ведутся работы нулевого цикла».

Кто должен был платить? «Работы по программе ведутся на средства граждан, город предоставляет земельные участки, — говорит руководитель территориальных подразделений по работе с населением Дирекции Елена Горбунова. — Изначально Дирекция вкладывает свои средства, которые потом компенсируются за счет покупателей машино-мест». Дирекция была создана этим летом, город внес в ее уставный капитал 1,2 млрд рублей. В соответствии с Постановлением правительства Москвы №685 город должен не только предоставить участки, но и профинансировать предварительные работы: изыскательские, вырубка-пересадка деревьев и пр. (в дальнейшем город возвращает себе эти средства из денег, заплаченных будущими владельцами гаражей).

Стоимость этих работ составляет 50 000-100 000 рублей на машино-место. Очевидно, что выделенных 1,2 млрд рублей уже не хватало. Однако бюджетное учреждение Дирекция умудряется еще и зарабатывать. «С каждого машино-места дирекция забирает на свое содержание 25 000 рублей, — рассказывает Алексей Шепель, бывший чиновник московского правительства, ныне девелопер и владелец института «Руспроект», который участвует в программе «Народный гараж». — Так что проектировщиков заставляют проектировать строительство машино-места не за 350 000, а за 325 000». Кстати, с «Руспроектом», по словам Шепеля, город за проведенные работы тоже не рассчитался. По расчетам Шепеля, и в 350 000 рублей укладываются максимум 20% объектов, а в одном из его гаражей стоимость машино-места доходит до 700 000 рублей (см. таблицу). Причем даже в этом случае с граждан все равно берут 350 000 рублей, обещая построить гараж за эту сумму.

Большую часть гаражей, впрочем, проектирует не «Руспроект», а ЦНИИ «Проектирование жилых и промышленных зданий». Там признают, что стоимость машино-места приходится снижать. «Мы стремимся к этому, — говорит специалист ЦНИИ Ольга Белозерская. — Снижаем стоимость за счет материалов, но не в ущерб качеству».

По данным Елены Горбуновой, договоры на покупку машино-мест заключили 11 500 москвичей. Это значит, что на не построенных еще объектах ГУП мог заработать около $10 млн (11 500 х 25 000 рублей).

Формально московский закон позволяет автолюбителям обходиться без услуг Дирекции, то есть любое объединение автолюбителей может бесплатно получить участок, нанять проектировщика и генподрядчика и строить гараж своими силами. На практике таких независимых гаражных строителей, освобожденных от 25-тысячного оброка, меньшинство. «Имеются случаи незаконного сбора средств со стороны различных ГСК под предлогом строительства гаражей-стоянок по программе «Народный гараж», — сказано в разъяснительном письме Александра Левченко, руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы, который курирует программу. — С учетом изложенного в настоящее время выделение земельных участков ГСК считаем нецелесообразным».

Сейчас в Дирекции, которая построила пока один объект, числятся 400 сотрудников. В конце октября глава Дирекции Анатолий Мишарин, его зам, еще пять чиновников и бизнесменов, а также сам Левченко слетали в Дюссельдорф «для изучения практики производства комплектующих элементов конструкции гаража». Стоимость билета бизнес-класса Москва — Дюссельдорф — Москва составляет примерно 50 000 рублей: на деньги, потраченные на билеты, можно было построить машино-место. После командировки Мишарин делился с журналистами полученным опытом: «Немцы ставят свои авто только в специально отведенных местах».

11 декабря Следственный комитет возбудил уголовные дела против Александра Левченко и его подчиненного, бывшего куратора программы «Народный гараж» Константина Королевского. На этой неделе Владимир Ресин заявил, что уголовные дела не связаны с программой «Народный гараж». Однако, по слухам, мысль собирать деньги с населения и финансировать строителей настолько понравилась чиновникам, что Левченко всерьез подумывал о переименовании Департамента дорожного строительства в Департамент гаражного строительства.

Себестоимость машино-места по программе «Народный гараж» в Южном административном округе Москвы, в рублях*

Гараж-стоянка на 400 машино-мест Гараж-стоянка на 100 машино-мест

Подготовка территории для строительства (вырубка деревьев, оплата техусловий и т. п.)

22 800 54 400

Строительство основных объектов

271 300 370 000

Объекты транспортного хозяйства и связи (подъезды и автостоянки, телефонизация)

10 900 8000

Наружные сети (водопровод, канализация, водосток)

12 200 39 800

Благоустройство территории

9500 15 000

Прочее (проектные и изыскательские работы, содержание службы техзаказчика и т. п.)

62 300 106 300

НДС

69 500 115 900

Всего

458 500 699 500

Первый гараж — самый дешевый из проектируемых, второй — самый дорогой

*Источник: Руспроект

Новости партнеров