К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Почему Центробанк не экспериментирует на рынке госдолга

Фото Новиков Макс для Forbes
Фото Новиков Макс для Forbes
Российский рынок госдолга обладает сбалансированной структурой держателей ОФЗ. А ЦБ готов поддержать его стабильность в случае возобновления финансовой турбулентности

Для Банка России внутренний рынок госдолга важен в нескольких аспектах. Прежде всего облигации федерального займа (ОФЗ) выступают ключевым рыночным обеспечением, под которое ЦБ рефинансирует кредитные организации. В среднесрочной перспективе в залоге у Банка России находится от 53% до 55% ОФЗ, принадлежащих банковскому сектору.

Пока в России на рынке ОФЗ преобладают три группы инвесторов. Первая группа — российские банки, они выступают якорными инвесторами и используют ОФЗ как высоколиквидный актив, помогающий выполнять нормативы ликвидности. Вторая группа — госсектор, куда относится Агентство по страхованию вкладов, получившее в форме ОФЗ 1 трлн рублей на докапитализацию банков, а также Пенсионный фонд России и Внешэкономбанк. После завершения докапитализации банковского сектора с использованием ОФЗ доля этого вида долга в портфелях банков увеличится с 50% до порядка 70% объема всех находящихся в обращении бумаг. Третья группа — нерезиденты, представленные преимущественно суверенными и частными фондами. Удельный вес страховщиков и негосударственных пенсионных фондов относительно невелик — на них приходится не более 3% объема ОФЗ по номинальной стоимости.

Опыт конца 2014-го — начала 2015 года показал, что отечественный рынок госдолга обладает хорошей сбалансированной структурой держателей ОФЗ.

 

Облигации пережили два сильных стресса: резкий рост ключевой ставки Банка России 16 декабря 2014 года до 17% годовых и снижение 26 января 2015 года суверенного рейтинга России агентством Standard & Poor’s до «мусорного» уровня. Основные опасения касались быстрого ухода с рынка нерезидентов. Это автоматически создавало бы риски для банков: отрицательную переоценку по портфелю ОФЗ и появление убытков, сжатие стоимостного объема ОФЗ, под который банки могут привлекать ликвидность у Банка России, спекулятивное давление на валютном рынке, поскольку нерезиденты мотивированы конвертировать средства от продажи ОФЗ в иностранную валюту.

Однако опасения не оправдались: в конце 2014 года нерезиденты демонстрировали стабильность позиции в российских активах и даже увеличили вложения в ОФЗ. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, консервативным составом иностранных фондов, чьи стратегии построены на среднесрочном периоде. Во-вторых, ухудшение ситуации происходило равномерно с ноября 2014 года, когда Банк России начал активно ужесточать процентную политику. После завершения падения цены на нефть базовый сценарий состоит в среднесрочном снижении инфляции и процентных ставок, что необходимо для сохранения длинных позиций в ОФЗ.

 

В случае возобновления финансовой турбулентности Банк России может прибегнуть к стабилизационным операциям на рынке ОФЗ. В январе 2015 года председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме, не исключила введения механизма поддержки вторичного рынка ОФЗ, так как в 2008 году такой механизм был успешным.

Во многих развитых странах рынок гособлигаций выступал площадкой для экспериментов в области мягкой денежно-кредитной политики. ФРС США, Европейский центральный банк, Банк Японии и Банк Англии проводили операции по масштабному выкупу гособлигаций со вторичного рынка. Это было вынужденной мерой, поскольку в условиях околонулевых процентных ставок на денежном рынке центральные банки не могли воспользоваться стандартным решением и далее смягчать процентную политику.

В России иногда выдвигаются аналогичные предложения — чтобы Банк России выкупал ОФЗ для смягчения денежно-кредитной политики.

 

Но в отличие от большинства рынков госдолга развитых стран в России емкость рынка ОФЗ чрезвычайно мала.

На начало 2015 года номинальная стоимость всех ОФЗ составляла всего 6,6% ВВП, в США рынок достигает 72%, в еврозоне — 91%, в Японии — 226%, в Великобритании — 91% ВВП. Россия входит в малочисленную группу стран с минимальным госдолгом. Масштабные операции на узком рынке могут легко подорвать на нем рыночные условия, превратив госдолг в неликвидный актив с искаженным ценообразованием. Это и объясняет, почему в отличие от иностранных коллег Банк России не проводит операции количественного смягчения на рынке ОФЗ. Его роль в трансмиссии денежно-кредитной политики остается сильно ограниченной.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+