«Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков

Последние годы серьезно перетряхнули банковский бизнес в России. С 2013 года, когда ЦБ возглавила Эльвира Набиуллина, лицензий лишились более 400 кредитных организаций. Это, а также санации и сделки M&A привели к тому, что доля государства на банковском рынке превысила 70% (даже в нефтегазовом секторе она ниже). Дополнительным потрясением для отрасли стали санкции, которые привели к обвальному падению доходов инвестбанков и сворачиванию их бизнеса.
Происходящее отразилось и на рабочих процессах. Финансисты, начинавшие карьеру в 1990-х и 2000-х, отмечают, что их работа стала менее творческой, более механической и пресной. Достигнув потолка в банковской сфере, многие из них уходят в свободное плавание. Их привлекают самые разные проекты — от онлайн-обучения до работы с инфраструктурой для криптоинвесторов. Forbes расспросил пятерых экс-банкиров, почему они попрощались с работодателями и чем занимаются сейчас. Их истории показывают, что прежний опыт и наработанные контакты все равно не дают им далеко уйти от мира финансов.
Алексей Коровин
Откуда ушел: БКС Банк
Чем занимается: онлайн-образование
Проект: Skill Cup
Алексей Коровин — банкир с многолетним стажем. Он был президентом российской «дочки» венгерского OTP Bank, руководил розничным бизнесом Альфа-банка, некоторое время возглавлял банк «Восточный». Последнее место работы Коровина — финансовая группа БКС, откуда финансист уволился в октябре 2016 года.
«Мне всегда нравился банковский бизнес, но почти за четверть века работы в нем я многое повидал», — объясняет свое решение Коровин. Уже через месяц после ухода из БКС он стал совладельцем компании Active Learning, разрабатывающей обучающие онлайн-курсы для сотрудников крупных корпораций, среди которых Coca-Cola и «Северсталь». Объем своих инвестиций Коровин не раскрывает. Проект в 2009 году запустил предприниматель Роман Мандрик, к 2014 году он оценивал общий размер инвестиций в Active Learning в $1 млн.
После прихода в Active Learning Коровин вместе с Мандриком и третьим партнером Андреем Завьяловым начали работать над созданием платформы Rubilix (позволяющей визуализировать результаты работы сотрудников отделов продаж) и мобильной платформы Skill Cup, в которую вложили более $1 млн. «Кредиты не брал, использовал свои сбережения», — говорит экс-банкир, не уточняя, сколько именно вложил. Клиентами Skill Cup, приложения для профессионального обучения сотрудников, стали многие банки — ВТБ, «ФК Открытие», Локо-Банк, Почта Банк. «Уйти из банка в стартап и вернуться в банк вместе со стартапом», — резюмирует свой путь Коровин.
Сейчас бывшему банкиру принадлежит 69,3% в компании «Активное обучение» (товарные знаки Rubilix и Skill Cup), остальной пакет у Мандрика и Завьялова. Коровин нередко выступает на бизнес-завтраках по наставничеству, деньги от которых направляет на благотворительность. Он сооснователь благотворительного фонда «Православие и мир». Кроме того, Коровину принадлежит 15% в компании Frank RG, занимающейся банковской аналитикой.
Владимир Татарчук
Откуда ушел: Альфа-банк
Чем занимается: работа с проблемными активами
Проект: Proxima Capital Group
Владимир Татарчук построил карьеру в Альфа-банке, куда пришел в конце 1990-х и где дослужился до должности первого зампреда. В кризис 2008 года он заработал славу одного из главных специалистов по взысканию «плохих долгов», а в 2013 году решил уйти в свободное плавание. Банковский бизнес стал слишком консервативным, объясняет Татарчук. «Банки перестали работать с рисками и «лазить в окна к любимым женщинам», — шутит он. — Это убивает творческий момент, превращает все в скрупулезную бюрократическую работу муравьев, а не хищников. В итоге банки становятся машинами с бездушными, но отлично автоматизированными процессами».
Была и другая причина. «Я всегда стремился к наибольшему эмоциональному контакту с миром. И мне показалось в результате всей моей банковской карьеры, что самые яркие эмоции испытывает собственник бизнеса», — признается экс-зампред Альфа-банка.
После увольнения Татарчук основал группу Proxima Capital, где у него два партнера — основатель группы «Ермак» Владимир Ермошин и экс-директор по корпоративным финансам Альфа-банка Максим Кравченко.
Специализация Proxima Capital — работа со стрессовыми активами. Например, группа выкупает у банков долги проблемных кредиторов, чтобы затем перезапустить их бизнес. Ставка делается на предприятия с экспортной выручкой и компании, занимающиеся импортозамещением. Среди проектов — федеральная сеть оптово-распределительных центров «Росагромаркет», производитель керамического гранита Quadro Decor, компания по производству и продаже фанеры United Panel Group.
«На начальном этапе я чувствовал нехватку былого масштаба — вопросы, которые я начал решать, стали более мелкими, — признается Татарчук. — Но я получил то, что искал с эмоциональной точки зрения». Он отказался раскрывать финансовые параметры проектов под управлением, сославшись на то, что для стрессовых ситуаций это некорректно.
Андрей Дегтярев
Откуда ушел: банк «Абсолют»
Чем занимается: управление активами, консалтинг
Проект: Ales Consulting LCC
В 2010 году Андрей Дегтярев уволился из «Уралсиба», где курировал направление прямых инвестиций, и возглавил банк «КИТ Финанс», находящийся на санации у группы РЖД. В 2013 году у группы появился новый банк — «Абсолют». Здесь Дегтярев проработал председателем правления до начала 2018 года. Его уход объясняли решением акционеров, в первую очередь НПФ «Благосостояние», сделать ставку на развитие розничного бизнеса. В дальнейшей судьбе банкира сыграло важную роль давнее знакомство с сыном экс-главы РЖД Владимира Якунина Андреем.
«С 2001 года я работал финансовым директором гостиницы «Прибалтийская» в Санкт-Петербурге, которую позже выкупил менеджмент. Финансовым партнером гостиницы выступал «Никойл», позже преобразованный в «Уралсиб». В 2003 году банк решил проанализировать «Прибалтийскую» как крупного клиента. За бизнес тогда отвечал как раз Андрей Дегтярев», — вспоминает историю знакомства Якунин-младший.
Позже Якунин занялся прямыми инвестициями и основал компанию VIY Management (VIYM). Когда у VIYM появился девелоперский проект в Петербурге — первый в России отель Four Seasons, финансирование на него выделил «Уралсиб». Сидя в кресле банкира, Дегтярев входил в советы директоров компаний, управляющих гостиничным бизнесом фонда VIYM. «Его банковский опыт был для нас очень важным», — говорит Якунин.
Спустя годы у Якунина и Дегтярева появилась возможность стать полноценными партнерами. В начале 2019 года Дегтярев создал компанию Ales Consulting, которая будет управлять российскими активами VIYM на общую сумму свыше $300 млн. Контракт подписан на три года с возможностью пролонгации. Иные условия партнеры не раскрывают.
Помимо Андрея Якунина, у Дегтярева есть и другие клиенты, но их имен бывший банкир не называет.
Алан Ваксман
Откуда ушел: Газпромбанк
Чем занимается: венчурные инвестиции
Проект: Digital Horizon
Алан Ваксман работал в крупной банковской группе в ЮАР, в KPMG в Лондоне, был партнером в PwC Russia. Но самый продолжительный этап его карьеры пришелся на Газпромбанк, где финансист проработал почти девять лет, до декабря 2018 года. Отношения с бывшим работодателем Ваксман не порвал и выкупил у того венчурное подразделение ГПБ Digital, в создании которого сам же и участвовал. После сделки компанию переименовали в Digital Horizon.
Помимо классического фонда, компания развивает новую для России модель — venture-build. Команда Digital Horizon ищет «болевые точки» в бизнесе клиентов и возможности с помощью технологий решить их проблемы. После чего собирает команду (или находит на рынке ранние проекты с готовыми прототипами), обеспечивает ее полным сопровождением (HR, юристами, маркетологами, PR, финансистами), помогает проверить гипотезы, запустить пилоты, привлечь следующие раунды инвестиций.
В портфеле четыре проекта: конструктор банковских услуг APIBank, блокчейн-платформа для автоматизации торгового финансирования Factorin, система поиска предложений о кэшбеке PayReverse и сервис для обмена криптовалюты на фиатные деньги Aximetria.
Годы работы в Газпромбанке помогают Ваксману находить для портфельных компаний крупных клиентов, например «Дикси», МТС, «Металлоинвест». Вместе со Сбербанком Digital Horizon владеет «Центром речевых технологий», который участвует в создании системы биометрической идентификации ЦБ.
«Мне скучно все время жать на одну и ту же кнопку, — говорит Ваксман — Мне важно, чтобы моя экспертиза постоянно росла, расширялся кругозор. Инвестиции в высокотехнологичные стартапы — та сфера, в которой успешные фонды увеличивают вложенный капитал в 4-6 раз. Кроме того, ты постоянно находишься в движении, не сбавляешь скорость. Мир меняется очень быстро, нужно меняться вместе с ним».
Елена Титова
Откуда ушла: UBS
Чем занимается: криптовалюты
Проекты: ICONIC
Елена Титова — инвестбанкир более чем с 20-летним стажем. Она работала в структурах Goldman Sachs в Нью-Йорке и Лондоне, руководила российской «дочкой» Morgan Stanley, а в 2014 году возглавила российский бизнес UBS. Из банка она ушла в 2017 году. «Ухожу потому, что решила заняться другими делами. Комментировать в деталях пока рано», — говорила она «Ведомостям».
Вскоре детали стали известны. Весной 2018 года Титова присоединилась к блокчейн-проекту ICONIC, который запустили два инвестбанкира: Сергей Якубанец (Альфа-банк, «Металлоинвест») и Олег Равнушкин (Morgan Stanley, «ВТБ Капитал»). «Партнеров я давно знаю по совместной работе. Сергей когда-то был клиентом, Олег — коллегой в Morgan Stanley. Они давно заинтересовались темами блокчейна и криптовалют», — рассказывает Титова.
Изначально ICONIC позиционировался как интегратор блокчейн-решений. Но затем партнеры решили уйти от негативных коннотаций, окружающих криптоиндустрию. Они сосредоточились на создании платформы для трейдинга криптовалютными деривативами. Проект еще не запущен. Титова также работает в наблюдательных советах компаний из периметра группы «Открытие» («Траст», «ФК Открытие») и входит в совет директоров QIWI.