К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Боязнь утраты: как банкиры работают с инвестициями клиентов?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В своей повседневной работе private bankers очень часто имеют дело с различными фобиями клиентов, разрушающими стройный инвестиционный процесс и подчас даже губящими изначально правильно выбранную стратегию

Одну из них — отрицание неизбежности убытков (loss aversion bias), мне бы хотелось рассмотреть более подробно.

В только что переведенной на русский язык книге Ричарда Талера «Новая поведенческая экономика» (Richard H. Thaler «Misbehaving. The Making of behavioral Economics») есть очень любопытный пример отрицания невозвратных издержек. Джойс ругается со своей дочерью Синди по поводу того, как следует одеваться в школу. Синди решила больше не носить платья, а ведь мама потратила кучу денег на новые три для первого класса. В результате крик и стон каждое утро, хотя, учитывая характер дочери, потраченных денег, увы, точно не вернуть, даже если платья все-таки носить. Если допустить, что на новые брюки и шорты для школы тратиться не надо, они уже есть и в достатке, то смысла настаивать с точки зрения «Разумного Экономиста» не так уж и много. Автор смог объяснить Джойс, что осознать и игнорировать принять невозвратные издержки абсолютно нормальное и даже рекомендованное поведение.

Думаю, читатель уже догадывается, что неспроста этот пример приводится как раз в книге про финансы. Много копий сломано в последнее время, чтобы обсудить сильное влияние эмоций на результат инвестиций. Похоже, сейчас не надо уже доказывать, что человек подчас поступает не то чтобы нелогично, а по меткому определению Дэна Ариэли — предсказуемо иррационально. Эмоции кипят, сердце стучит, и вот наш «Разумный Экономист» ничего поделать не в состоянии, отдавая первенство чувствам и, как результат, фобиям.

 

Итак, как убедить клиента избавиться от неверной инвестиции, зафиксировать убыток, разорвать вклад в неправильном банке, где стало слишком горячо, но выплата процентов так близка? Как, выявив основные признаки отрицания невозвратных издержек, приступить к действиям, устраняющим это препятствие в достижении намеченной цели? Задача непростая и требующая от менеджера private banking подчас недюжинных усилий. Если ничего не делать, наблюдая со стороны за действиями клиента, можно столкнуться со следующими проблемами. Первая — это бездействие сильно увеличивает общий риск портфеля ценных бумаг. Вторая — эта надежда хотя бы получить инвестированные средства назад, просто подождав, может привести к тому, что вернуться к безубыточности взятой позиции так и не получится. Третья, и самая понятная проблема — это неэффективное вложение средств, которые в этот момент могли бы быть использованы с большей пользой.

В недавнем флешмобе #меняневзяли пользователи социальных сетей писали о своем личном негативном опыте отказа, когда, например, потенциальный работодатель не принимал на работу, найдя в кандидате изъян; или уважаемый университет не зачислил в списки своих студентов, и вообще что-то пошло не так, как хотелось и планировалось. В основном история заканчивалась счастливым выдохом написавшего, что, мол, не случилось — и хорошо.

 

Переосмысление так сильно желаемого в прошлом, анализ той потери часто оборачивается признанием того, что это все было лишь ступенькой к чему-то более правильному, и сегодняшнее «сейчас» расставило все по своим местам. Человек «фиксирует убыток» и идет дальше. Точно так же одной из профессиональных привычек профессиональных трейдеров и управляющих портфелями ценных бумаг является ведение тетради, в которую они скрупулезно записывают, желательно именно вручную, все сделки — как удачные, так и совсем нет. Возможность оглянуться и признать поражение прошлого как естественную часть жизни, которая дает и второй, и третий шанс — эта возможность бесценна.

Почему бы и вам в следующий раз, получив от своего банкира сложно структурированный отчет с множеством цифр, красочных графиков, не задаться вопросом: «А все ли было правильно сделано в момент размещения средств? Действительно ли я просто не реагирую на ежедневные скачки цен на выбранные ценные бумаги, потому что придерживаюсь долгосрочной инвестиционной стратегии, или здесь что-то еще и нет ли у меня в моменте проблем с loss aversion bias? Не пора ли зафиксировать здесь неизбежный убыток и перевести средства в другие инвестиции?»

Правда, нужно отдавать себе отчет в том, что, если вы делаете такое упражнение чаще, чем два раза в год, каждый раз пытаясь угадать верное на ваш взгляд движение рынка, вы можете потерять еще больше, потратив кучу денег на комиссии по сделкам и вовлекаясь в водоворот игромании. Нужно помнить, что отрицание неизбежности убытков — всего лишь одна из проблем, идущих рука об руку с инвестициями, но далеко не последняя.

 

Продолжение следует...

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+