К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Аппетит к риску: как подойти к ICO с тщательностью венчурного инвестора

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Общие рекомендации для ICO-инвестров и советы для желающих, вложиться в финансовые сервисы с привязкой к платежным картам

Возможность получить инвестиции с помощью выпуска и распродажи криптографических токенов все больше привлекает предпринимателей и разработчиков. К середине сентября совокупная капитализация ICO-токенов, торгующихся на биржах, по данным Coinmarketcap, превысила $7,4 млрд.

ICO называют альтернативой венчурному капиталу. Для сравнения рассмотрим практику, которая распространена в сфере венчурных инвестиций. Доступ к финансированию на стадии pre-seed/seed весьма ограничен. Сначала проектам приходится пройти жесткий первичный отбор внутри инкубаторов и акселераторов. Стартапы, которым удалось вызвать доверие у инвесторов, могут рассчитывать на финансирование, не превышающее $100 000-200 000. Такой подход вызван стремлением венчурного капитала снизить риски. Денег, собранных на этапе pre-seed/seed, должно хватить на создание прототипа сервиса. Если финансирования оказалось недостаточным для разработки бета-версии — стартап может прекратить свое существование. Если основателям удастся доказать инвесторам жизнеспособность и масштабируемость своего решения, проект может привлечь $1 млн и больше.

Финансирования, которое венчурный проект получает на этапе pre-seed, хватает в среднем на 3-6 месяцев. Когда у стартапа ограниченный объем инвестиций, ему жизненно необходимо за этот срок успеть сделать бета-версию, чтобы привлечь новый раунд. Для основателей, которым за несколько дней удалось привлечь миллионы долларов через ICO, быстрое развитие проекта уже не так критично.

 

Последние «success stories» на рынке ICO показали, что у блокчейн-инвесторов намного больший аппетит к риску. Проекты на самых начальных стадиях поднимают десятки и сотни миллионов в долларовом эквиваленте. Например, платежный проект TokenCard привлек с помощью ICO $12,7 млн за 20 минут.

С одной стороны, запас ликвидности позволяет проектам существовать годы, если не десятилетия. Основатели могут привлечь лучших девелоперов, маркетологов и бизнес-аналитиков. Стартапам, обладающим инвестиционным капиталом, проще строить отношения с партнерами. Например, финтех-стартапу с привязкой платежной карты проще договориться с VISA.

 

С другой стороны, чрезмерное финансирование может отбить у основателей проектов желание что-либо делать. Контроль со стороны инвесторов практически отсутствует. Покупателям токенов достается роль наблюдателей. Им доступна только история блокчейн-транзакций в криптокошельках, на которые поступили средства с продажи ICO-токенов. Если основатели проекта вывели собранные криптоактивы в фиатную валюту, отследить средства уже невозможно.

Международная практика регулирования ICO еще не сформировалась. 26 июля Комиссия по биржам и ценным бумагам США (SEC) заявила, что токены могут считаться ценным бумагами. Свое решение SEC озвучила совсем недавно, в то время как практика ICO существует 4 года. Так, блокчейн-платформа NXT привлекла финансирование с помощью выпуска и распродажи токенов еще осенью 2013 года.

Эти обстоятельства манят энтузиастов, которые стремятся разбогатеть на ICO. Они изображают все стандартные атрибуты успешного проекта:

 
  • white paper пестрящий модными терминами: «протокол», «смарт-контракт», «Lighting Network» и т.д.;

  • проработанный дизайн сайта: пользовательский интерфейс — UI и опыт взаимодействия — UX;

  • профессиональный маркетинг, реклама и продвижение проектов онлайн и офлайн.

ICO-проекты подключают внешних наблюдателей — эскроу, которые должны следить за развитием стартапа и подписывать инвестиционные транзакции после достижения запланированных показателей ICO. Этот механизм не слишком себя оправдывает, так как эскроу сами не инвестируют в проект и не несут никакой ответственности, кроме репутационной.

Мы верим, что большинство ICO-стартапов настоящие, а их основатели уверены в жизнеспособности выбранных бизнес-моделей. Однако каждый инвестор должен быть очень осторожным и выбирать проекты тщательно, как будто он венчурный капиталист.

Общие рекомендации для ICO-инвесторов

Существуют сервисы, которые проводят оценку и классификацию ICO. Например, ICO Countdown, ICORATING, TokenMarket, Smith + Crown, ICO Tracker. Мы рекомендуем анализировать данные этих ресурсов перед принятием инвестиционных решений.

Стоит прочитать все интервью с основателями интересующих стартапов, а также подписаться на соответствующие каналы проектов в Slack или Telegram. Все вопросы инвестор может задать на форуме BitcoinTalk в ветках проектов. Ответы от основателей можно также получить в социальных сетях или мессенджерах. Если какой-либо вопрос проигнорирован или есть сомнения в достоверности представленной информации — это повод задуматься о целесообразности инвестирования.

Вопросы к основателям не должны касаться только технических или организационных аспектов. Профессиональная команда должна четко понимать, как будут функционировать все области проекта: экономика, привлечение и сопровождение клиентов, персонал, работа с инвесторами, юридические особенности и прочие вопросы.

 

Если не разработан хотя бы фундамент в одной из этих сфер, возникают сомнения в способности основателей реализовать заявленные планы.

В связи с официальной позицией SEC следует дополнительно проверять юридические риски на предмет возможных претензий со стороны американского регулятора.

Инвестирование — это деятельность, где недоработки на подготовительном этапе могут обернуться безвозвратными потерями собственных средств. Чем больше информации собрал и проверил инвестор, тем больше шансов на успех.

Одни инвестиционные риски свойственны всем ICO, другие — у каждой отрасли бизнеса свои. В этом материале мы проанализируем проекты, связанные с выпуском платежных карт.

 

Особенности инвестиций в ICO финансовых сервисов с привязкой платежных карт

В 2017 году три платежных стартапа — TokenСard, Monaco и TenX — воспользовались альтернативным инструментом привлечения финансирования ICO. Эти проекты фокусируются на выпуске платежных карт VISA, привязанных к криптоактивам. Клиенты этих стартапов смогут использовать криптовалюты в повседневных платежах. Например, в онлайн или офлайн-магазинах.

Генеральная идея TokenСard, Monaco и TenX не новая. Например, в 2015 году карты, привязанные к биткоин-кошелькам, начали выпускать Xapo, Cryptopay, Bit-X. Всего можно насчитать более десяти подобных сервисов. В чем же новизна TokenСard, Monaco и TenX, успешно собравших инвестиции через ICO?

TokenСard — $12,7 млн (по курсу на 2 мая 2017 года) — использование смарт-контрактов для конвертации любых токенов. TokenCard заявляет, что будет выпускать карты, привязанные к смарт-контрактам на Ethereum. Эти смарт-контракты будут инициировать обмен токенов на фиатную валюту в момент оплаты.

Идея достаточно интересная, но труднореализуемая. VISA требует подтверждение транзакции в течение 0,15 миллисекунд. Сможет ли смарт-контракт за такой период времени провести необходимые транзакции на блокчейне? В ближайшие несколько лет это не представляется возможным.

 

Monaco — 71 392 ETH или $25 млн (по курсу Ethereum на 18 июня 2017 года). Концепт очень похож на TokenCard. Добавляется выгодная конвертация фиатных валют при оплате картой. Несколько традиционных финтех-стартапов (например, Revolut), уже имеют такой продукт без привязки к криптовалютам. Проблема заключается в том, что компании, предоставляющие инфраструктуру для таких продуктов, пока не готовы работать с криптовалютными стартапами. Они не проходят внутреннюю оценку рисков. В большинстве случаев комплаенс организаций-партнеров считает криптовалютные транзакции слишком рискованными.

TeX — 245 832 ETH или $83 млн (по курсу Ethereum на 24 июня 2017 года) — помимо смарт-контрактов добавляет сеть провайдеров ликвидности — liquidity providers. Эти участники транзакций — посредники, которые обрабатывают хэши и операции между разными блокчейнами, например, Биткоин, Ethereum или Waves. Провайдеры ликвидности работают вне основных блокчейн-сетей. Все операции они осуществляют внутри сторонней системы — сайдчейн. Такой подход позволяет конвертировать разные виды криптовалют напрямую внутри сайдчейна. При этом блокчейны криптоактивов, которые участвуют в транзакции, не задействуются. Такая модель должна повысить скорость операций. Значительная часть технического описания сети liquidity providers позаимствована у технологии Lightning Network.

При анализе TokenСard, Monaco и TenX венчурный инвестор задал бы следующие вопросы:

  • Какова вероятность, что существующие на рынке игроки с достаточным капиталом и клиентской базой, например, не запустят аналогичный функционал раньше этих проектов?
  • Поскольку проекты опираются во многом на традиционный европейский финтех, обладают ли основатели проектов необходимым опытом и знаниями? Ведь им придется конкурировать со значительно более опытными командами?
  • Будут ли новые сервисы достаточно выгодными и дешевыми, чтобы отобрать клиентов у существующих сервисов?

Резкий скачок популярности криптовалют привлек инвесторов в эти проекты. Добавить наиболее популярные альткоины существующим сервисам не составит большого труда. На реализацию смарт-контрактов, способных быстро и главное безопасно, осуществлять транзакции, могут уйти годы.

 

Итак, основные критерии для анализа подобных проектов:

  • опыт основателей в платежной индустрии, включая платежные карты и понимание рынка фиатных валют — FX;
  • новизна идеи и подробный анализ существующих конкурентов; сюда относятся опыт и достижения существующих проектов, а также их финансирование;
  • анализ самих токенов — за счет чего их стоимость может вырасти и какова вероятность того, что этого может не случиться;
  • оценка рисков, анализ сильных и слабых сторон проекта — SWOT;
  • оценка технической реализуемости.

Внимание к этим критериям поможет любому инвестору избежать неудачных капиталовложений.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+