К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Личное или корпоративное. Действительно ли происходит рост инвестиционной активности?

Фото Jason Reed / Reuters
Фото Jason Reed / Reuters
Сегодня мировая экономика претерпевает воистину революционные изменения. Многих приводят в восторг новые модели смартфонов и другие рывки в сфере технологий, но экономисты не входят в их число. Для экономиста захватывающей историей является то, как технология меняет общество и структуру экономики

Темпы развития электронной торговли в бизнесе в последнее время были колоссальными. В США доля продаж товаров производителями с использованием электронной торговли в 2000 году составляла менее 20% от общего объема продаж. Сейчас она превышает 60%.

Но с данными происходит что-то странное. Все больше компании зависят в том, что они делают, от систем заказов на базе интернета и других электронных систем. В то же время компании США все меньше инвестируют в компьютеры и не увеличивают объем инвестиций в программное обеспечение.

Общий объем электронных коммерческих сделок между компаниями в Европе также возрос. В большинстве стран значение электронной торговли на сегодняшний день возросло в три раза по сравнению с 2000 годом. Инвестиции компаний в технологии и программное обеспечение этого не отражают. Все большая доля инвестиционных расходов приходится на позиции, не относящиеся к технологиям.

 

Все чаще инвестиции в технологии просто не появляются в данных. История экономических данных восходит к 1930-м годам. В то время было ясно, что является инвестицией, а что является личными расходами. Сегодня это неочевидно.

Использование собственных устройств сотрудниками (Bring your own device, BYOD) — общепринятое явление в современном бизнесе в наше время. Люди читают сообщения, направленные им на рабочие адреса электронной почты, с личных устройств. Планшеты используются и для бизнеса, и на досуге. Эта практика получила такое широкое распространение, что теперь получила собственное название — консьюмеризация (IT consumerization). Это означает, что компании могут рассчитывать на то, что сотрудники предоставят капитал, необходимый им для выполнения своей работы. Сотрудники субсидируют акционеров.

 

Это проявляется в экономических данных как сокращение инвестиционных расходов на технологии. Необходимости в росте потребительских расходов на технологии нет. Вместо этого потребители тратят больше времени, используя персональные устройства, дополнительно выполняя с их помощью рабочие задания. (Экономист сказал бы, что растет коэффициент использования производственных мощностей персональных устройств. Экономисты часто говорят такие вещи. Лучше принять это как есть и двигаться дальше). В самом деле, некоторые обзоры показывают, что определенные сотрудники тратят больше половины своего времени, используя личные устройства в рабочих целях.

Это означает, что инвестиции замаскированы как потребительские расходы. Общая сумма расходов будет ниже, поскольку люди используют свои устройства более эффективно.

К сожалению, на этом проблемы с данными не заканчиваются. В США ноутбук, купленный потребителем, влияет на реальный ВВП не так, как такой же ноутбук, купленный компанией по такой же цене. Было бы логично предположить, что разницы нет, но она есть. Более того, с мобильным электронным устройством обращаются не так же, как с компьютером. Если происходит сдвиг инвестиционных расходов в направлении от бизнесов к потребителям или от ноутбуков к мобильным устройствам, это влияет на ВВП, даже если все остальное остается без изменений.

 

В ходе недавнего обсуждения, проведенного с прямой трансляцией с участием четырех лауреатов Нобелевской премии, UBS Nobel Perspectives Live!, подчеркивалось, что технологии меняют то, как мы работаем. Технологии уже размывают границы между работой и личной жизнью. То, что в основе наших экономических данных лежит устаревшая философия, означает, что инвесторы могут недопонимать что-то очень важное.

Если компании получают от сотрудников некую часть технологий, которая им необходима для работы, разделение инвестиций и потребительских расходов теряет свое былое значение. Инвесторам необходимо тщательно обдумать этот вопрос. Консьюмеризация — это лишь самое начало предстоящих структурных изменений. Слепая вера в данные, которая не меняется со временем, — опасный подход к инвестированию с расчетом на будущее.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+