К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

В поисках выхода. Как инвестору успешно выйти из стартапа

Фото Wolfgang Rattay / Reuters
Фото Wolfgang Rattay / Reuters
Основа бизнес-модели венчурных фондов — это грамотный выход из проектов. Существует несколько схем продажи стартапа, но в России этот рынок пока еще в зачаточном развитии

Самое главное для венчурного фонда — это вовремя выйти из проекта, получив при этом прибыль. Поскольку конечная прибыльность инвестиций является основным критерием успешности фонда, планирование выхода или по крайней мере попытка оценить его перспективы — один из важнейших компонентов процесса инвестирования.

Главные вопросы

Бизнес-ангелы и фонды прекрасно понимают, что далеко не все проекты, в которые они зашли, окажутся успешными. Инвестируя в каждый проект, венчурные капиталисты планируют достаточно высокую прибыльность на выходе, надеясь, что именно звездные стартапы покроют убытки от менее удачных инвестиций и обеспечат прибыль для всех участников процесса.

Первое, что нужно сделать, это задать себе вопросы: «Какой вы видите свою компанию через 3-5-7 лет? Кто в вашей отрасли целевой инвестор следующего раунда? Кто основные покупатели на вашем рынке?»

 

Далее стоит понять, почему именно эти игроки должны купить этот проект и соответствует ли он их географическим интересам. Определитесь, с каким мультиприкатором вы смогли бы продать компанию.

Каждый из этих вопросов показывает не только способность команды выйти на следующий этап, но и то, насколько далек ваш горизонт планирования. Сколько проектов из вашего портфеля окажутся успешными, зависит от многих факторов, включая стадию, рынок, географию, а также опыт и успешность управляющей команды.

 

Две стратегии

Выход из проекта можно ждать, а можно ему способствовать. Обычно фонд рассчитывает на жизнь с проектом на горизонте 5-7 лет. Есть различные стратегии выхода, но основных, по сути, две: первичное публичное предложение (IPO) и сделка по слиянию или поглощению (M&A).

Выход на IPO требует существенныx финансовыx затрат на консультантов и аудиторов, которые фактически должны подтвердить, что руководство с самого начала вело прозрачный бизнес, была система контроля и учета.

IPO требует от менеджмента как специфических навыков для его проведения, так и перестройки всего управления для продолжения эффективной работы после того, как компания становится публичной. Очень немногие российские технологические компании успешно провели IPO. И сделали они это в основном на зарубежных рынках.

 

Слияния и поглощения — наиболее частая форма выхода из проекта. При этом важно постараться довести проект до достаточной степени зрелости, чтобы потенциальный покупатель был заинтересован в приобретении всего пакета акций.

Часто к стартапам уже на ранней стадии приходят стратегические инвесторы. Обычно они предлагают купить небольшой процент проекта, чтобы помочь его развитию и посмотреть, что получится. В таком подходе много рисков. Прежде всего проекту становится трудно работать с конкурентами своего инвестора, и появляется проблема, что стратег может оказаться единственным потенциальным покупателем. В таком случае он сможет предложить нерыночные условия или вообще не спешить с покупкой.

Еще один вариант — это предложение от стратега о создании совместного предприятия. Конечно, в некоторых случаях это может оказаться разумным сценарием. Но по умолчанию стоит понимать, что неравные партнеры имеют разные риски и разные рычаги влияния на ситуацию.

Факторы успешного выхода

Каждому проекту необходимы уникальная востребованная технология, быстрый устойчивый рост, большой объем потенциального рынка, мотивированная и профессиональная команда. Наличие в совете директоров компетентных и известных на рынке людей может способствовать более быстрому развитию проекта в нужном направлении.

Иногда для осуществления выхода привлекают брокеров или инвестиционные банки. Важно, чтобы команды инвестбанков знали рынок и потенциальных покупателей. Тогда им можно доверить процесс.

 

К менее частым случаям выхода можно отнести management buy-out, когда команда прибыльного проекта выкупает доли у его финансовых инвесторов.

При быстром развитии проекта на следующих раундах возможна переподписка. Тогда новые инвесторы, которым не хватает места в раунде, стараются выкупить доли у предыдущих инвесторов. Это достаточно частая модель для инвестирования на ранней стадии.

Продажа проекта в деталях

Если вы приступаете к выходу из проекта, то стоит разработать график этой непростой процедуры. Помимо оценки компании, необходимо проанализировать, что конкретно сейчас делают потенциальные покупатели и какие решающие факторы влияют на сделку.

Затем надо описать структуру самой транзакции, после чего вместе с топ-менеджментом собрать все нужные финансовые и операционные данные. Инвестору стоит провести внутренний due diligence и предугадать нюансы, на которые может посмотреть потенциальный покупатель.

 

На российском рынке пока не сформирована соответствующая культура, и есть относительно небольшое количество игроков, заинтересованных в приобретении стартапов. Единичные сделки проходили у «Яндекс» и Mail.ru Group. Не так давно активизировался Сбербанк, подтягиваются мобильные операторы.

Незрелость рынка выходов отрицательно влияет на аппетит ранних инвесторов, а также уменьшает количество активных игроков на всех стадиях инвестирования. Не прибавляет оптимизма и излишняя бюрократия, которая создает трудности в оформлении сделок в российском праве.

Тем не менее налицо хотя и не такие быстрые, но позитивные изменения. Мы ожидаем как появления новых игроков на рынке слияний и поглощений, так и активизации взаимодействия проектов с биржами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+