К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Заработать 250%: чем опасны структурные ноты

Фото Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images
Структурные ноты дают возможность инвестору заработать на росте цен на те или иные активы. Но реальная доходность по инструменту может оказаться гораздо ниже, чем написано в рекламном буклете

Грянувший в 2008 году кризис вынудил регуляторов в США и Европе снизить базовые процентные ставки практически до нуля. Низкие базовые процентные ставки в основных валютах сделали свое дело: очень скоро депозиты в валюте перестали быть интересными для требовательной состоятельной аудитории клиентов банков. Надо было искать новые высокомаржинальные продукты, которые не слишком сложны и при этом дают и клиенту, и самому банку высокую доходность. Такими инструментами и стали структурированные ноты, которые сейчас очень популярны среди российских непрофессиональных инвесторов.

Основные принципы

Структурная нота — это  расписка о получении денег под определенные условия. Обычно ее выпускают банковские структуры или сами банки. «Тело» ноты инвестируется в надежный облигационный инструмент (или депозит) с очень низким риском, а на получаемые проценты покупается набор сложным образом структурированных деривативов — в их роли обычно выступают опционы. Задача последних состоит в том, чтобы позволить клиенту зарабатывать на росте цен на те или иные активы (золото, акции и т. д.), на которые выпускаются ноты.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и пояснить природу опционов. Принцип действия опциона можно сравнить с обычным страховым полисом. Представим, что вы решили застраховать какое-то событие. На рынке акций это может быть рост или падение цены какого-то актива. Продавец опциона определяет вероятность, на сколько процентов базовый актив может вырасти или упасть за выбранный период времени. У продавцов опционов есть точная формула расчета его стоимости, но там есть одна важная переменная, которая называется «подразумеваемая волатильность», на которой они обычно и зарабатывают. Этот параметр обычно сильно завышается и обеспечивает продавцу опциона очень высокую маржу. При этом зачастую неважно, будет ли базовый актив расти или падать в цене, главное — суметь продать настолько дорогой продукт, чтобы полученная премия покрывала возможные убытки в случае неблагоприятного движения цены на актив. Опционов бывает огромное множество, и формула определения их стоимости очень сложна. Именно поэтому на продаже их инвесторам и стали все зарабатывать: фонды, банки, управляющие компании и прочие так называемые независимые финансовые советники.

 

Например, при расчете страховой премии страховая компания имеет полную статистику по застрахованным событиям и практически точно знает, сколько процентов стоит тот или иной риск. Тем не менее, чтобы нести расходы на ведение бизнеса и иметь хорошую прибыль, ей необходимо продавать этот риск дороже. Клиенты не располагают реальной статистикой и зачастую покупают этот риск значительно дороже.

Скрытая комиссия

Большой проблемой рынка финансового консультирования и управления активами с точки зрения банка являются клиенты, которые сильно торгуются по поводу размера комиссионного вознаграждения и не считают необходимым вознаграждать управляющих. Банкам намного проще продавать клиентам инструменты с вшитыми комиссиями, которые просто не видны в структуре ноты из-за сложности ее конструкции.

 

В частности, в ноты закладываются нелинейные производные продукты в дополнение к рыночной премии. При этом ноты зачастую настолько сложно структурированы с точки зрения комбинирования одновременной покупки одних опционов и частичной продажи других (чтобы жертвовать на опционы меньше премии), что бывает трудно понять, по какой цене и что именно приобретает инвестор. В последнее время нотный инжиниринг достиг таких высот, что в условиях работы тех или иных бумаг может разобраться только профессионал. Я часто сталкивался на практике с такими ситуациями, когда банкиры, которые продавали ноты клиентам, сами неправильно понимали принцип работы бумаг. Иногда начинает казаться, что ноты с каждым днем становятся все сложнее именно для того, чтобы окончательно забрать возможность у клиента даже возможность понять ее реальную стоимость. Появляется такой эффект размазанной каши по столу, когда на первый взгляд ожидаемый покупателем ноты положительный эффект от движения цены базового актива нивелируется многими другими условиями, которые при построении ноты позволили продавцу сильно снизить ее себестоимость.

Каждый клиент при покупке ноты должен понимать, что он платит большое количество многослойных премий. Их получат финансовый консультант, эмитент ноты и в некоторых случаях еще и агент по продаже (в России такими агентами часто выступают сами банки). Многоуровневый интерес разных участников процесса приводит к тому, что на выходе клиент получает совсем не то, что хотел изначально. Еще одно частое заблуждение клиентов состоит в том, что относительно невысокую доходность они воспринимают как консервативную стратегию. Но на самом деле в момент продажи ноты большая часть доходности достается посредникам, а клиенту — все, что осталось. Хотя в чистом виде доходность по нотам очень высокая, что по правилам рынка предполагает соответствующий уровень риска.

Базовый расчет

В некоторых случаях тем не менее ноты являются неплохим вариантом для размещения средств. Структурные продукты активно продают клиентам не только российские банки и управляющие компании, но и именитые швейцарские титаны private banking. В европейском варианте ноты часто структурированы таким образом, чтобы клиент с наименьшей вероятностью потерял вложенные деньги. Однако никуда не исчезает главный минус структурного продукта как такового — его сильно завышенная стоимость. Поэтому в нотах с сохранностью капитала стоит учитывать то, что доходность будет либо крайне мала, либо будет отсутствовать вовсе. Но при этом сохранится номинальная стоимость вложенной суммы.

 

Опыт работы с нотами в последние 10 лет может создать ощущение высокой привлекательности этого продукта. Но хорошая доходность по этому инструменту объясняется тем, что широкий рынок зарубежных акций (который является наиболее частым базовым активом для большинства нот), вырос за эти годы на 150-200%. Получается, инвесторы в ноты воспользовались бурным ростом рынка, но одновременно несли высокие риски. Иными словами, купив акции Apple семь лет назад, вы бы заработали примерно 400%, но покупая ноты, в составе которых находилась Apple, при удачном стечении обстоятельств максимальный доход составил бы 250%. И это только в том случае, если бы в вашей корзине не оказалось ни одной неуспешной компании.

Решение о том, покупать или не покупать структурные продукты, каждый принимает сам. Совет инвесторам — оценивать ноты не по красоте рекламного буклета, а как долгосрочный финансовый продукт для частных лиц. Профессиональные инвесторы ноты не приобретают. Хотя и в этом нет ничего удивительного — они же их продают.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+