К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Герой нашего времени. Кто и зачем становится розничным инвестором в России

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Лишь 2 млн россиян инвестируют на фондовом рынке. Для страны с населением в 140 млн человек — это мало, но для российского рынка — цифра существенная. Большинство этих людей пришли в инвестиции лишь в прошлом году. Кто эти новые инвесторы?

В прошлом году Московская биржа зарегистрировала рекордный приток розничных клиентов. По итогам 2018 года на российском фондовом рынке клиенты открыли более 700 000 счетов. Количество розничных инвесторов по итогам года превысило 2 млн, число открытых ими счетов составило 3 млн. Рынку понадобилось 18 лет, чтобы привлечь свой первый миллион розничных инвесторов – это произошло в 2013 году. На второй миллион понадобилось уже шесть лет.

Кто эти люди и зачем они инвестируют?

Новая кровь

Основную массу розничных инвесторов в прошлом году на рынок привели крупные банки. За последние два года на фондовый рынок с онлайн–приложениями для розничных инвесторов пришли Сбербанк, Тинькофф Банк, Альфа-банк и ВТБ.

 

Клиенты мобильных приложений – это чаще всего молодые и неопытные инвесторы. Из-за притока этой свежей крови среднестатистический инвестор за последние пять лет помолодел на один год. По данным Московской биржи, средний возраст новых клиентов сейчас составляет 34 года, опытных – примерно 39 лет. Если говорить о клиентах банков, то, например, в Сбербанке средний возраст клиента брокерского обслуживания сейчас 38 лет, в Альфа-банке – 41 год.

Среди инвесторов преобладают мужчины, но женщин с каждым годом становится больше. «Женские инвестиции — это сейчас развивающийся тренд в мире. Раньше считалось, что женщины в семье больше доверяют управление деньгами мужчинам, но с ростом числа успешных и самостоятельных женщин растет и объем инвестиций с их стороны», — рассказывает директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов. Так, например, в Сбербанке мужчин среди инвесторов около 60%, а женщин – 40%. В Альфа-банке соотношение 23% к 77% в пользу мужчин.

 

Как инвестируют?

По данным Московской биржи, 80% розничных клиентов принимают решения самостоятельно и только 20% — доверяют советникам и консультантам. Новые инвесторы более консервативны, чем их предшественники —  они чаще выбирают ценные бумаги известных брендов и активно включают в свои портфели биржевые фонды, говорит  управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Анна Кузнецова.

«Большинство наших клиентов придерживаются стратегии «buy-and-hold» («купить и держать»), – рассказывает вице-президент Тинькофф Банка Александр Емешев. — Такой подход наиболее характерен для начинающих инвесторов, которые покупают и продают ценные бумаги впервые и не имеют большого опыта торгов на бирже». Они предпочитают инструменты с фиксированной доходностью, защитой капитала и минимальным риском, подтверждает Константин Шульга, директор по развитию брокерского бизнеса Департамента глобальных рынков Сбербанка. По его словам, «новички» часто выбирают ОФЗ и корпоративные облигации, а также открывают индивидуальные инвестсчета (ИИС) типа А, которые дают налоговый вычет в 13% от суммы взноса на счет.

Изменился и стиль. Десять лет назад розничный инвестор больше походил на трейдера — он рисковал, искал двузначных доходностей, совершал операции крайне активно, рассказывает директор департамента рынка акций Московской биржи Борис Блохин. Сейчас клиент стал терпеливее. «Это скорее классические инвесторы, нежели трейдеры», — поясняет Блохин. «Сейчас человек приходит и хочет получить какой-то коробочный продукт, у него нет времени и возможности досконально разбираться в особенностях функционирования финансового рынка. Если в 2008 году это были трейдеры, которые самообучались или обучались у брокера, и они были очень активны, то сейчас это клиент, который приходит с какими-то базовыми знаниями, ему нужен просто продукт и простое действие по его приобретению», — объясняет Блохин.

 
Фото Alexander Zemlianichenko Jr·Bloomberg via Getty Images

Игроки на рынке сегодня меньше, чем пять-десять лет назад, попадают в «ловушку» активного трейдинга, соглашается и исполнительный директор «ФинЭкс Плюс» Владимир Крейндель. По его словам, раньше людьми владела иллюзия, что можно регулярно угадывать, куда пойдут курсы акций или валют. «Сейчас мы чуть чаще видим людей, подход которых можно назвать разумным и инвестиционным, в противовес трейдерскому», — говорит Крейндель.

Инвесторы стали консервативнее и открыли для себя долговой рынок, на котором еще десять лет назад розничных инвесторов не было вовсе — там работали только институциональные инвесторы, в основном НПФ-ы и банки. Розничные инвесторы не шли на рынок, так как класть средства на депозит было выгоднее, объясняет Анна Кузнецова. Все изменилось после заморозки накопительных пенсий в 2014 году: крупные НПФ ушли с рынка, доходность облигаций выросла, они стали выгоднее депозитов, что и привлекло розничных инвесторов. В прошлом году доля розничных инвесторов на первичных размещениях облигаций достигла рекордных 11% (раньше речь шла не более чем о 5-6%).

Где работают?

Новая волна инвесторов открывает для себя рынок через онлайн-приложения. И главными бенефициарами цифровой трансформации стали Сбербанк и Тинькофф Банк: почти две трети новых счетов на Московской бирже в 2018 году было открыто в этих банках.

Тинькофф Банк получил брокерскую лицензию в 2018 году, и за прошлый год через платформу «Тинькофф Инвестиции» клиенты открыли 285 000 новых счетов. Приложение «Сбербанк Инвестор» появилось в июне 2017 года. За 2018 год количество клиентов брокерского обслуживания банка увеличилось в два раза, до 544 000 человек. При этом 85% клиентов открыли счет онлайн. В Альфа-банке из 38 000 новых брокерских счетов, открытых в прошлом году, 76% были открыты онлайн.

Так как клиенты мобильных приложений априори считаются неопытными, некоторые онлайн-сервисы ограничивают набор доступных инвестору инструментов. Например, в приложениях Тинькофф Банка и Сбербанка нельзя приобрести такие экзотические валюты, как юань и турецкая лира, хотя они есть на Московской бирже. В приложении Сбербанка набор рекомендуемых фондов тоже ограничен: чтобы найти фонды вне списка инвестор должен знать их название заранее и ввести в поле поиска. В Тинькофф Инвестиции нет некоторых выпусков ОФЗ и акций, которые, по мнению аналитиков банка, не подходят по уровню риска. Среди таких бумаг, например, акции ОКС.

 

Приток неподготовленных инвесторов при этом не вредит рынку, уверяет руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Майкл Тач. Наоборот, это приводит к сглаживанию волатильности на рынке. «Активность инвесторов на рынке повышает количество операций, оказывает уравновешивающее действие на цены и снижает пиковые ситуации, которые оказывают как раз негативное влияние на ценообразование того или иного инструмента», — поясняет он.

Чем рискуют?

Массовые клиенты пока не до конца понимают, какие риски несут инвестиции, признают собеседники Forbes. В прошлом году количество жалоб от граждан, начавших инвестировать, выросло в несколько раз, рассказывает финансовый омбудсмен при Ассоциации российских банков Павел Медведев. Разочарование в инвестициях на рынке стало второй по популярности жалобой среди граждан. «После повышения пенсионного возраста всем сказали, что на пенсию пора копить самим, но не объяснили, что это рискованно. И люди довольно быстро отреагировали и стали мне жаловаться, что они начали на старость собирать деньги и потеряли последнее», — рассказывает Медведев.

Оценить реальный вклад розничных инвесторов рынок, а также то, насколько они вовлечены в инвестирование и какой доход они получают, невозможно, жалуется и глава Финпотребсоюза Игорь Костиков. По его словам, банки могут открывать брокерские счета клиентам банка в качестве подарка с бесплатным периодом обслуживания – от этого мало кто откажется. «Но мы не знаем, сколько из открытых счетов были потом закрыты, сколько из них неактивны или остались пустыми. Может, инвестор два месяца проработал, разорился и больше не хочет там работать? Таких данных у нас нет», — говорит он.

Массовое открытие новых счетов еще не говорит о том, что люди активно торгуют, соглашается Александр Емешев из Тинькофф Банка. Но доля активных клиентов все же велика. Так, среди клиентов Тинькофф Инвестиций доля счетов, которые используются, составляет более 50%. Совсем немногие решают закрыть счета, уверяет Емешев, не называя точную цифру. Не наблюдают большого числа закрытий счетов и на Мосбирже.

 

Что касается эффективности вложений, то, например, доходность вложений инвесторов в целом по рынку в прошлом году была около нуля, так как весь рынок просел, а в предыдущие два года она составляла в среднем 14-15% годовых (данные по доходности клиентов «Тиньков Инвестиции» банк не раскрывает). «Если предположить, что портфель рядового инвестора по составу похож на индекс Московской биржи, рассчитываемый на основе цен наиболее ликвидных акций, то за последние три года он вырос на 39% без учета дивидендов, с учетом дивидендов — более 54%», — приводит подсчеты Блохин.

Однако, по оценке Игоря Костикова, инвесторы за два года потеряли на рынке минимум треть своих вложений. «Люди, даже самые опытные, не знают, как инвестировать, чтобы гарантированно не потерять деньги», — делает вывод Медведев. И советует: тем, кто не уверен в своих знаниях, лучше все же отдавать предпочтения классическим банковским депозитам.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+