Как за $5 стать совладельцем настоящего Ferrari? Новые финтех-стартапы сделали это возможным

Джефф Кофлин Forbes Contributor
Фото Getty Images
Американские финтех-стартапы дают возможность приобрести долю в самых экзотических активах

Вам когда-нибудь хотелось купить кусочек Lamborghini Diablo 1994 года за $600 000? А частичку коллекционной карточки с изображением легендарного американского бейсболиста Хонуса Вагнера, стоящей $400 000? Или, может быть, долю в первом издании романа «В дороге» Джека Керуака за $40 000? Благодаря стартапам в области финансовых технологий все это становится возможным.

Нью-йоркская компания Rally Rd., в которой работают 30 человек, позволяет любым инвесторам покупать доли стоимостью от $5 в редких автомобилях типа Ferrari и Mustang. Фирма планирует добавить новые активы — вино, виски, наручные часы, спортивные награды и редкие книги. Генеральный директор Кристофер Бруно, опытный предприниматель и бывший венчурный инвестор, основал стартап в июне 2016 года. На согласование всех вопросов регулирования с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) у него ушло больше года. В итоге доли в автомобилях, с которыми работала Rally Rd., стали регистрироваться SEC в виде ценных бумаг.

Бруклинский стартап Otis, основанный в конце 2018 года, идет проложенной Rally Rd. тропой. Официально сервис пока не запущен, но на его веб-сайте скульптуры, кеды, произведения уличного искусства, вертикальные фермы и фильмы указаны как «возможности для инвестиций, которые мы хотели бы предложить клиентам или вскоре предложим». Компания Masterworks, насчитывающая 17 сотрудников и имеющая офисы в Нью-Йорке и Боулдере (штат Колорадо), делает объектами инвестиций произведения Энди Уорхола и других художников. На своей интернет-странице фирма отмечает, что в 2018 году привлекательность предметов искусства в качестве инвестиционного направления выросла на 10,6%, а бизнеса компаний в индексе S&P — упала на 5,1%. Фирма Arthena создала для аккредитованных инвесторов (тех, кто зарабатывает более $200 000 ежегодно или чье состояние оценивается не менее чем в $1 млн) особые ценные бумаги в области искусства, а также проводит для них анализ данного рынка.

Некоторые стартапы фокусируются не на альтернативных ценным бумагам инвестициях, а на заемных средствах. Так, фирма YieldStreet, основанная в 2014 году, позволяет аккредитованным инвесторам вкладывать деньги в ипотечные займы и финансировать судебные процессы. Последнее подразумевает финансирование судебного разбирательства и получение инвестором доли от любой материальной выгоды, извлеченной в ходе тяжб. С момента первой сделки в 2016 году от инвесторов удалось привлечь около $800 млн. Два месяца назад фирма выкупила компанию Athena, выдающую займы арт-дилерам и галереям, за $170 млн.

Тенденция на предлагаемые сегодня финтехом альтернативные типы активов также берет начало из сферы недвижимости. Стартап Fundrise, появившийся в 2010-м, помогает инвесторам приобретать малые доли (стоимостью от $500) в объектах недвижимости. Еще одна подобная фирма, Cadre, учреждённая в 2014 году, позволяет вкладывать средства в коммерческую и жилую недвижимость при минимальном объеме инвестиций в $50 000. На данный момент предприятие получило от клиентов свыше $500 млн.

Главная цель всех этих стартапов — решение проблем с доступом к капиталу и ликвидностью. К примеру, если вам нравятся классические автомобили и вы находите редкий Corvette, то обычно его приходится покупать полностью, при этом даже не зная, можно ли его потом будет перепродать. С помощью Rally Rd. можно будет приобрести лишь часть товара и, вероятно, сбыть его через пару месяцев, хотя сама компания не гарантирует, что удастся найти покупателя.

С момента своего запуска в декабре 2017 года Rally Rd. предоставила инвесторам доступ к активам на десятки миллионов долларов. Суммы варьировались в диапазоне от $16 500 за зеленый Ford Mustang 1990 года выпуска до $635 000 за красный Lamborghini Countache Turbo 1980-го. Такие активы могут быть разбиты на 2-5 тысяч акций. Каждые два месяца для таких активов назначены торговые дни. Во время таких «окон» 5-10% акций меняют своего владельца.

Площадки вроде Rally Rd. приносят капитал по-прежнему намного медленнее, чем обычная торговля акциями или облигациями на бирже, но это все-таки быстрее, чем искать частного покупателя. Меррит Хаммер, партнер в венчурном фонде Bain Capital, а также инвестор в Roofstock, пристально следит за рынком альтернативных инвестиций: «Долю в любом активе можно в любое время купить либо продать». Для профессиональных инвесторов выгода заключается еще и в диверсификации, то есть возможности вкладываться во что-то, не зависящее от колебаний фондового рынка.

Спрос на альтернативные активы растет, но по сравнению с мировым рынком облигаций и ценных бумаг он все еще несоизмеримо мал. Самой серьезной задачей для вышеупомянутых стартапов является как привлечение инвесторов, так и привлечение активов, которые можно было бы продать таким образом. Например, YieldStreet преуспел в наборе базы инвесторов: 19 июня предложение профинансировать разбор двух грузовых судов на $8,7 млн было распродано за 14 секунд. Однако с привлечением новых активов все оказалось намного сложнее. С начала года стартап провел всего 25 сделок. Генеральный директор Милинд Мехери заявляет, что обязательства не были исполнены лишь по 4 сделкам из 139 закрытых и что свои средства не потерял ни один инвестор.

Тем временем в Rally Rd. сталкиваются с противоположными трудностями. Автомобили, вино и виски отыскать и выставить на продажу не так уж и сложно. Но спрос инвесторов на необеспеченную заказами продукцию, которая к тому же не принесет прибыли, и извлечь выгоду из которой можно лишь через прирост стоимости, совершенно себя не оправдывает. По данным приложения Rally Rd., в недавних сделках участвовало от 300 до 500 инвесторов. Согласно инвестиционному индексу лондонского консалтингового агентства Knight Frank, за последние 10 лет предметы роскоши, в том числе автомобили, виски, вино и произведения искусства, как класс активов выросли в цене на 161%, тогда как стоимость компаний рейтинга S&P 500 увеличилась на 169%. Раритетные классические автомобили подорожали на 258%.

Перевод Антона Бундина

Новости партнеров