К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Кризис не внесет новых тенденций в банковские технологии, но подтолкнет развитие уже идущих процессов. Через год мы увидим дешевую, высокотехнологичную и огосударствленную платежно-банковскую инфраструктуру. Но не все игроки рынка доживут до этого времени

В наше непростое время пострадало множество компаний — турагентства и авиаперевозчики, ретейл и оптовики, перевозчики, салоны красоты и фитнесы. Все они включены в правительственный список отраслей, пострадавших от кризиса, и стоят в очереди за государственной поддержкой.

Тем не менее есть одна отрасль, в глазах общественности и регулятора не то что не пострадавшая, а имеющая большой запас прибыльности и прочности. Это банки.

Ровно в разгар кризиса регулятор запустил три инициативы, резко влияющие на прибыльность и привлекательность соответствующих бизнес-процессов — отмена комиссий за ЖКХ, временное снижение эквайринговых комиссий в онлайн-ретейле и налог на доходы с вкладов, существенно снизивший привлекательность размещения денег в банках для населения. Посыл дается предельно ясный — банки имеют большой запас прочности и могут поделиться с остальными.

 

Но так ли это на самом деле? Сейчас мы наблюдаем падение оборотов торговли и услуг и, как следствие, снижение комиссионных доходов с карточных платежей, являющихся существенными как для банков, обслуживающих продавцов (эквайеров), так и для эмитентов карт, получающих основную долю от комиссий.

Разумеется, падение коснется и банков, и других участников экосистемы, в том числе платежных систем «Мир», Visa, Mastercard.

 

Масштабы бедствия пока неясны; глубина падения покупательной способности еще не определилась, а рост цен и онлайн-платежей еще компенсирует наметившееся снижение покупок. Тем не менее через месяц выпадающие доходы от крупных покупок, от остановившихся авиаперелетов или  фитнес-центров неизбежно станут заметны. К этому добавится эффект упомянутого выше снижения комиссий, а также операций с наличными в офлайне — примета любого кризиса.

Тут игрокам остается только надеяться, что государство не распространит регулирование комиссий на иные отрасли или на более долгий срок. Надеяться на это нужно и населению, ведь недостающие доходы банки будут компенсировать снижением или отменой бонусных программ и кешбэков.

Вторым банковским сегментом, который затронет кризис, является кредитование. Здесь неудачно складываются и падение числа заемщиков, кредитные каникулы, рост банкротств. Проблемы, к сожалению, ударят и по выдаче, и по погашению.

 

Единственной надеждой тут является возможная активная государственная поддержка. На этом фоне мы также увидим отток клиентов из банков в МФО. Это традиционная тенденция для трудных времен. Правда, в ближайшее время население будет активно залезать в кредиты по существующим картам и по картам рассрочки, надеясь, что трудные времена закончатся раньше окончания беспроцентного периода. Но это справедливо для существующих карт. Число новых кредитных карт будет снижаться — из-за ужесточения условий выдачи со стороны банков, осторожности населения и из-за окончания сроков действия старых карт и сложностей с заключением новых договоров.

Гораздо более сложной для решения отраслевой проблемой является крах рынка денежных переводов. Денежные переводы в страны СНГ были заметным источником дохода как для операторов систем денежных переводов, так и для агентов. Неизбежно этот рынок в ближайшее время пострадает в связи с остановкой некоторых строек и других сегментов, активно использующих труд мигрантов. Уже в марте переводы из России упали на 11% к январю, который сам по себе не является хорошим месяцем для индустрии.

Разумеется, список проблем далеко не полон. Интересно получить общую оценку ущерба. McKinsey недавно оценил падение доходов мировой платежной индустрии в 8-10% в 2020 году. Эта цифра представляется верной и для России.

Что мы увидим после выхода из кризиса?

  • Уход мелких и средних универсальных банков. Этот процесс продолжается уже давно, для многих небольших игроков кризис станет фатальным. Банки с узкими бизнес-моделями могут как выиграть (например, обслуживающие онлайн-эквайринг), так и проиграть (например банки, обслуживающие платежи ЖКХ с учетом падения собираемости и обнуления комиссий). Большие банки, имеющие возможность перекрестного дотирования сегментов, увеличат свою аудиторию и могут захватить новые направления.

  • Еще больше вырастет роль государства. Это и целевая поддержка важных сегментов рынка и отдельных банков, и рост роли государственной платежной инфраструктуры НСПК/Мир/СБП, и регулирование комиссий. Этот процесс был неизбежен и без кризиса, но кризис даст ему мощный толчок.

  • Развитие онлайна и безналичных технологий. Более всего рынок ждет от государства введения онлайн-идентификации. ЦБ уже сделал осторожный шаг в этом направлении, разрешив удаленное открытие счетов в социально значимых целях. Но, сожалению, мы до сих по не имеем работающей системы удаленной идентификации. Из этих же соображений вырастет доля виртуальных карт в смартфонах, оплата по QR-кодам и прочие решения, развивающие бесконтактный доступ к клиенту. 

Кризис не внесет новых тенденций в банкинг, но сильно подстегнет идущие в последние годы процессы. Несомненно, через год мы увидим более бесконтактную, онлайновую, дешевую, высокотехнологичную и огосударствленную платежно-банковскую инфраструктуру. И однозначно понятно, что далеко не всем существующим игрокам найдется в ней место.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости