К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Маршрут для Грефа: зачем Сбербанк покупает конкурента «Яндекс.Карт»

Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Сбербанк покупает контрольную долю в компании 2ГИС, разработчике цифровых карт и городских справочников. Для покупки у банка есть три причины — возможность собирать метаданные, доступ к базе компаний и сервисов и конкуренция с «Яндексом». «Яндекс», по словам источников Forbes, также делал 2ГИС предложение о покупке, но стороны не договорились

Сбербанк 11 июня объявил о том, что подписал обязывающие документы об инвестициях в развитие и покупку контрольной доли в компании 2ГИС — одной из самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. 2ГИС — компания, зарегистрированная в Новосибирске. Она занимается разработкой онлайн-карт и справочников городов. Сервисами компании, которые охватывают 486 городов в 11 странах мира, по ее собственным данным, пользуются около 50 млн человек в месяц. Оценка компании для сделки составила 14,3 млрд рублей. Доля госбанка после закрытия сделки составит 72%. В сделке также участвует ООО «О2О Холдинг» (совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group в сфере еды и транспорта), его доля составит 3%. Основатели и менеджмент сохранят за собой 25%. Инвестиционные фонды Baring Vostok и RTP Global Леонида Богуславского, от которых 2ГИС в 2015 году привлек $40 млн инвестиций, полностью выйдут из капитала компании.

Леонид Богуславский отказался комментировать финансовые условия сделки. В Baring Vostok от комментариев также отказались. Преподаватель МФТИ и руководитель магистерской программы по прикладному искусственному интеллекту Юрий Аммосов написал в своем телеграм-канале «Земля, я Кедр», что капитализация 2ГИС выросла на 16,17% с тех пор, как в октябре 2015 года 22,3% акций сервиса купили за $40 млн фонды Baring Vostok и ru-Net (сейчас RTP Global). Следовательно, инвесторы получили доходность 3,29% годовых исходя из того, что Сбербанк оценил весь сервис в 14,3 млрд рублей.

С оценкой доходности в 3,29% годовых согласен директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ Сергей Негодяев. «Доходность сложно назвать привлекательной. Должно быть, у инвесторов есть ликвидационная привилегия. Она позволит инвестору приоритетно получить первые деньги с «выхода», — сказал Негодяев Forbes. Это означает, что фонды первыми получат средства при условии, что сделка состоится.

 

Зачем банку картографический сервис?

В сообщении Сбербанка говорится, что 2ГИС планирует стать маркетплейсом для крупных компаний и локальных бизнесов, не имеющих присутствия или недостаточно представленных в онлайн-пространстве. Последние получат доступ к потенциальным клиентам, смогут продавать товары и услуги онлайн и доставлять их потребителям. «Интеграция с 2ГИС ускорит развитие различных направлений бизнеса Сбербанка, его экосистемы, а также совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group, таких как: Сберлогистика, Сбермаркет, Ситимобил, Delivery Club, SberFood, Самокат и другие. Кроме того, сервисы 2ГИС будут интегрированы с банковскими приложениями для физлиц и корпоративных клиентов», — говорится в сообщении банка.

«Мы были бы рады партнерству с одним из лидеров среди российских гео-сервисов. Подобное партнерство позволит «Ситимобил» улучшить наш сервис и для пассажиров, и для водителей», — сообщил Forbes Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил». Вопросы о подробностях сотрудничества он переадресовал в Сбербанк.

 

Бывший глава подразделения Сбербанка SberX (занимается развитием экосистемы) Марк Завадский написал в Facebook, что это последняя сделка, которая обсуждалась еще во время его работы в Сбербанке (он покинул компанию в июле 2019 года, сейчас Завадский управляющий директор группы компаний «Рики»). В конце августа 2019 года о переговорах между Сбербанком и 2ГИС сообщил РБК. На тот момент Сбербанк еще не сделал формальное предложение акционерам 2ГИС, рассказал собеседник Forbes, близкий к участникам сделки. По его мнению, катализатором сделки с 2ГИС стал «развод» Сбербанка с «Яндексом».

Завадский сказал Forbes, что Сбербанку покупка контрольной доли в 2ГИС позволит собирать метаданные на потенциальных клиентов. «2ГИС видит, куда ездят люди, где ремонтируют машины, в какие рестораны ходят. Обогащение профиля клиента такими данными позволяет намного лучше таргетировать на него различные сервисы и услуги. Вторая причина — это огромная база сервисов и компаний, которая есть у 2ГИС. Сбербанк может работать с ними, предлагать им товары и услуги через свою экосистему, предлагать им свой платежный сервис (в том числе и напрямую через приложение 2ГИС)», — сказал Завадский. — Карты могут стать еще одним интерфейсом для продаж товаров или услуг — как бизнесу, так и рознице. И экосистеме Сбербанка они нужны для экспериментов в этой области».

«Этот сервис генерирует очень много «полезных» данных для развития разных интернет-сервисов. И контроль над ним дает ощутимые конкурентные преимущества в долгосрочном периоде», — отмечает аналитик «Атона» Виктор Дима. «У 2ГИС есть доступ к десяткам тысяч малый предприятий, в основном из сферы услуг, которым Сбербанк мог бы продавать услуги из своей экосистемы. Также картография важна для Сбербанка в части услуг такси и доставки еды, в особенности в случае полного развода с «Яндексом», — объясняет Forbes причины сделки человек, близкий к ее участникам. Завадский также считает, что сделку надо рассматривать в привязке к обостряющейся конкуренции с «Яндексом». «Сбербанку важно иметь собственный картографический сервис, чтобы не зависеть от карт и навигаторов Яндекса», — сказал он. 

 

«Яндекс» также делал предложение 2ГИС о покупке, сказали Forbes два источника, близкие к разным участникам нынешней сделки. Но в итоге менеджмент 2ГИС выбрал Сбербанк, так как «предложенные условия были лучше», сказал один из собеседников Forbes. По его словам, в переговорах с «Яндексом» встал вопрос о сохранении проекта, «Яндекс» мог его поглотить. Кроме того, немаловажным фактором при решении была и цена вопроса, говорит источник Forbes. «Яндекс» сообщил, что не комментирует слухи. Forbes вечером в четверг направил запрос в 2ГИС и ожидает ответа.

Развод

В начале июня стало известно, что «Яндекс» и Сбербанк в ближайшее время могут прекратить партнерство в совместных проектах, первым об этом написал The Bell.  Компании прекратят партнерство по двум своим совместным предприятиям, отмечает издание. «Яндекс» выкупит у Сбербанка его долю в компании «Яндекс.Маркет», куда входят одноименная e-commerce-площадка и маркетплейс «Беру» (сейчас «Яндексу» и Сбербанку принадлежат по 45% в проекте). «Яндекс.Деньги» отойдут Сбербанку (доля банка там — 75%, остальное — у «Яндекса»). Позднее первый зампред правления банка Лев Хасис подтвердил, что Сбербанк ведет консультации с «Яндексом», в рамках которых рассматриваются возможные варианты реструктуризации долей сторон в совместных с предприятиях. Сбербанк отказался от дополнительных комментариев.

При участии Яны Милюковой

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости