К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Пузырь «популярных акций»: как долго миллениалы будут скупать бумаги своих любимых компаний

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Политика низких ставок и упрощение доступа к фондовому рынку привели к появлению весомой прослойки розничных инвесторов, которые покупают бумаги тех компаний, с продукцией которых они более всего знакомы, — Facebook, Apple, Tesla и т. д. В итоге на фондовом рынке создается пузырь и его ждет тот же финал, что был у предыдущих пузырей — доткомов, ипотеки, биткоина и т. д., считает управляющий директор Arbat Capital Александр Орлов

Финансовые рынки, особенно в США, очень любят создавать разные аббревиатуры: от исторических ФРС, NASDAQ и S&P 500 до современных FANG, PIGS, ZIRP и FOMO. Как раз последние две (Zero Interest Rate Policy и Fear Of Missing Out) и стали квинтэссенцией динамики фондового рынка в эпоху пандемии. При снижении ставок к нулю и запуске «печатного станка» на триллионы долларов и евро главы ЦБ заявляют своей целью стимулирование экономического роста, снижение безработицы и социального неравенства. Но даже они вынуждены признать в глубине годового отчета ЕЦБ, что их действия скорее увеличивают неравенство и преимущественно обогащают богатых через рост стоимости финансовых активов и недвижимости. Также это является трансфертом от тех, кто копит, тем, кто покупает акции и «мусорные» облигации на заемные средства.

Обычно фондовый рынок отражает баланс между страхом и жадностью. Однако нулевые процентные ставки и избыточная ликвидность от ЦБ трансформировали «страх потерять» в «страх упустить шанс заработать», так как стало слишком дорого бояться: за деньги на счете или в краткосрочных надежных облигациях в лучшем случае ничего не заплатят, а в худшем, как в еврозоне, еще и удержат по отрицательной ставке. А с другой стороны, отовсюду слышны истории успеха: удвоение, утроение и даже десятикратный рост стоимости акций компаний новой экономики или производителей вакцин (Tesla, Zoom, Moderna и т. д.) менее чем за год.

Неудивительно, что розничные инвесторы агрессивно нарастили свое участие в фондовом рынке. Демократизация рынка и значительное упрощение доступа к торгам позволили новому поколению инвесторов выйти на рынок по одному клику в приложении без необходимости тратить время и деньги на покупку паев взаимных фондов или ETF, не говоря уже о вложениях в хедж-фонды. Более того, они осознали возможность сэкономить на плате за управление и успех, так как трек рекорд профессиональных управляющих за прошлые рыночные циклы показал незаслуженность комиссионных не только у хедж-фондов (2–20%), но даже у пассивных инвестиционных фондов (1–1,5%).

 

Основными бенефициарами такого институционального сдвига в поведении частных инвесторов стали онлайн-брокеры (число новых торговых счетов у Schwab, E*Trade и TD Ameritrade более чем удвоилось за год, до 1,5 млн в I квартале 2020-го) и новый финтех-стартап в этом секторе — Robinhood, через его приложение на рынок в I квартале пришло около 3 млн новых игроков. Это в три раза больше, чем в IV квартале 2019 года!

Какие же активы предпочитают покупать эти новые «сам себе трейдеры»-миллениалы? Их выбор основывается не на фундаментальном анализе или детальном прочтении финансовой отчетности и ее моделировании — они покупают акции компаний, с продукцией которых они более всего знакомы, и считают себя способными и далее менять мир к лучшему. Это прежде всего все те же Facebook, Apple, Netflix, Google, Amazon, Tesla, Zoom и прочие технологические, потребительские и фармацевтические компании. Также периодически выстреливают совершенно неожиданные идеи покупки забытых или сильно перепроданных классическими участниками рынка сектора: авиалинии, круизные компании, казино и даже нефтегазовые компании — достаточно лишь «раскрутить идею», что скоро снимут карантин, изобретут вакцину или произойдет еще какое-то маловероятное событие. А потом идея теряет актуальность, и акции этих компаний возвращаются обратно к своим фундаментально более обоснованным уровням.

 

Показателен пример акций пионера сланцевой революции в газовой промышленности США, компании Chesapeake, которые выросли в начале июня почти в 10 раз за несколько дней до объявления о банкротстве компании.

Так, может, и классическим инвесторам стоит кардинально поменять свои модели инвестирования и перестать тратить огромные средства на зарплаты аналитиков с дипломами Лиги плюща? Может, действительно проще мониторить список самых популярных позиций среди клиентов Robinhood и следовать за толпой? Может, в посткоронавирусном мире инвестиций перестала работать старая аксиома follow the smart money, где smart — это хедж-фонды, и уже реально надо бояться только упущенной прибыли?

Наблюдаемый сейчас пузырь «популярных акций» — это не долгосрочный сдвиг инвестиционной парадигмы, а лишь еще одно из проявлений «нерациональных излишеств» по Гринспену (irrational exuberance), которое в итоге ждет тот же финал, что и прошлые пузыри: доткомов (2000), ипотеки (2008), биткоина (2017), акций каннабисных компаний (2018) и т. д. Поэтому стоит сохранять выдержку и балансировать между желанием заработать на отскоках рынка и страхом потерять на возобновлении медвежьего тренда. А он неминуем на обострении отношений США и Китая (для Трампа это последняя разменная монета в борьбе за сохранение поста на ноябрьских выборах), структурном падении потребительских расходов из-за пандемии и риске повышения налогов в США в случае весьма вероятной победы Байдена.

 

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes

15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes»
15 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости