К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Новая Tesla: в чем секрет успешного IPO производителя электрокаров Rivian

Электрический пикап Rivian (фото компании)
Производитель электромобилей Rivian провел одно из самых крупных IPO в истории, а после начала торгов его бумаги выросли более чем на 50%. Компания стала вторым по стоимости американским автопроизводителем после Tesla, оставаясь ее крупнейшим конкурентом. Поздно ли покупать акции Rivian, или подходящий момент еще представится в будущем?

Что случилось

В среду, 10 ноября, американский производитель электрогрузовиков Rivian провел IPO, которое стало крупнейшим в США со времен размещения Alibaba Group Holding в 2014 году и шестым в истории, пишет Bloomberg. После IPO стартап Rivian стал шестым крупнейшим автопроизводителем в мире. Всего через два месяца после первых продаж компания обошла по рыночной капитализации Ford и General Motors и стала вторым по стоимости американским автопроизводителем после Tesla.

Что это значит

Еще в феврале 2021 года Rivian планировала выйти на биржу и рассчитывала на оценку в $50 млрд, писал Bloomberg со ссылкой на источники. В итоге в ходе IPO компания была оценена в $76,4 млрд, а в первый день торгов капитализация превысила $90 млрд, сообщает CNBC. При этом у компании нет выручки, однако, по данным CNBC, летом Rivian расширила производство и запланировала строительство второго завода по сборке электромобилей.

Пока Rivian выпустила около 100 электромобилей и обещает отправить покупателям 1500 до конца года. К 2023 году она рассчитывает увеличить объем производства до 1 млн штук, пишет Electrek. Основатель Rivian Арджи Скариндж после IPO заявил Financial Times, что инвесторы оценили размах открывающихся возможностей: «В следующие 10–15 лет на планете предстоит заменить больше миллиарда автомобилей».

 

Текущую высокую оценку Rivian можно объяснить верой в прогнозы, считает главный управляющий активами инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. «Компания сосредоточена на пикапах и фургонах, средняя цена которых выше средней стоимости розничного автомобиля. При средней цене за автомобиль $60 000 и планах компании произвести 1 млн автомобилей мы получим $60 млрд выручки. Можно предположить, что рынок будет оценивать компанию в пять годовых выручек, то есть ее капитализация должна составить $300 млрд», — объясняет Емельянов.

Зачем мне это знать

Крупным планом

Спрос на электромобили растет по всему миру, и этому способствуют в том числе законодательные ограничения. Например, Великобритания к 2030 году планирует запретить продажу новых легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

По данным аналитической компании Canalys, в первом полугодии 2021 года в мире было продано 2,6 млн электромобилей — на 160% больше, чем в первом полугодии 2020-го. 

Наибольшим спросом электромобили пользуются в Китае и Европе. В Китае за первые шесть месяцев 2021 года было продано 1,1 млн электромобилей, что составляет 12% от всех проданных там легковых автомобилей, а в Европе — 1 млн электромобилей, то есть 15% от числа всех проданных новых авто. Лидером рынка среди производителей пока остается Tesla с долей 15% среди всех проданных электромобилей в мире. Но в долгосрочной перспективе она рискует потерять первое место. Уже сейчас разрыв с ней сокращает компания Volkswagen Group с долей 13%. Третье место с 11% занимает SGMW (объединение SAIC, GM и Wuling). Компания BMW Group заняла четвертое место, а Stellantis — пятое. 

 

Для инвестора

Ликвидности на рынке сейчас столько, что люди не понимают, куда девать деньги, говорит партнер венчурного фонда Phystech Ventures Данила Шапошников. Он считает Rivian «хорошей компанией», однако отмечает, что она начала производство электрокаров недавно и пока у нее нет выручки, а значит, инвестировать в нее рискованно. 

По его мнению, успех IPO Rivian связан с популярностью ESG-инвестиций. «Спрос на Rivian — показатель того, что в будущем все больше электрокаров, в том числе и автономных, выйдут на рынок и будут пользоваться спросом. Скорее всего, хайп по поводу ESG просуществует еще несколько лет, а затем рынок устаканится и станет более понятно, какие компании будут развиваться долго и успешно, а какие — нет», — полагает Шапошников.

Однако конкурент Rivian — компания Arrival в последней отчетности отозвала свой прогноз на будущий год, сказал Емельянов. Arrival инвестировала больше, чем ожидалось, средств в развитие платформ и в итоге отложила запуск одной из своих микрофабрик. Поскольку рост производства напрямую зависит от количества микрофабрик, теперь компания ожидает, что произведет меньше транспортных средств и, соответственно, получит меньше выручки в 2022 году. Это говорит о том, что в бизнесе тоже случаются проблемы и нарастить массовое производство электрокаров не так-то просто, указывает Емельянов.

Эксперт уверен, что в ближайшие годы спрос на электрокары будет превышать предложение, и компании, которые смогут быстро нарастить производство, достигнут успеха. Тем не менее сейчас Емельянов советует дождаться более удачного момента для покупки акций: бумаги Rivian достаточно волатильны, и еще дадут возможность инвесторам купить их по приемлемым ценам.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+