К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Как чиновники внедрят в России размещение на бирже через SPAC и при чем тут «Роснано»

Фото Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
Минэкономразвития хочет найти российские компании для пилотных размещений на бирже через SPAC — так называемые компании-пустышки — весной 2022 года, стало известно Forbes. Для разработки правил для «SPAC по-русски» правительство привлекло «дочку« «Роснано» и основного акционера СПБ Биржи

В Минэкономразвития рассчитывают, что уже весной 2022 года в России пройдут первые IPO компаний без активов — пустышек, или SPAC (special purpose acquisition company). Об этом Forbes сообщил представитель Минэкономразвития. Размещения пройдут на Мосбирже или СПБ Бирже, уточнил он: ​​«Весной мы будем искать компании, которым это интересно, и вести переговоры». 

В рамках рабочей группы по разработке правил для «русских» SPAC за проект взялись Фонд инфраструктурных и образовательных программ, входящий в «Роснано», и ассоциация «НП РТС» — крупнейший акционер СПБ Биржи, уточнил представитель министерства. 

Представитель «НП РТС» сказал, что выступает за пилотные размещениям на СПБ Бирже. Фонд инфраструктурных и образовательных программ рассчитывает, что при помощи SPAC новые компании смогут привлечь деньги не только от венчурных инвесторов, но и от других инвесторов — институциональных и розничных, сказал Forbes его представитель. 

 

Откуда взялась идея SPAC 

SPAC выходят на биржу и после поглощают частную компанию с активами. В итоге цель поглощения становится публичной в обход стандартной длительной процедуры выхода на IPO, требующей пристального внимания со стороны регуляторов. В 2020 году в США случился бум таких размещений — на биржу вышли 248 компаний-пустышек, на 28 октября 2021 года — уже 498. 

Но российский рынок оказался в стороне от этого тренда, потому что организовывать IPO SPAC нельзя из-за ограничений российского законодательства. Но еще в феврале 2021 года российские чиновники включили появление SPAC в России в дорожную карту по развитию инструментов долгосрочного финансирования, сверстанную совместно с ЦБ. Затем на несколько месяцев идея заглохла, а в октябре, после встречи в правительстве по теме SPAC, — возобновилась. 

4 октября и 15 декабря в Минэке прошли совещания по доступным финансам под председательством первого заместителя главы Минэкономразвития Андрея Иванова, рассказали Forbes два участника встречи. «Дискуссия скорее напоминает брейншторм, и на первых встречах нам пытались донести, что такое SPAC, какой опыт есть у зарубежных компаний», — говорит один из участников двух совещаний. 

Как будет выглядеть SPAC по-русски

Пока чиновники придумали сделать следующее: в России можно будет зарегистрировать SPAC и привлечь туда деньги инвесторов. Называться это будет «проектной компанией». Для этого Минэк предлагает дополнить федеральный закон «О рынке ценных бумаг» понятием проектной компании, которая создается «с целью реорганизации» через присоединение к другой компании.

Инвесторы при создании SPAC получают «учредительские акции» класса B. Их деньги будут храниться на трастовом счете или эскроу-счете, компания сможет потратить их только на слияние, рассказал представитель Минэкономразвития. 

 

После слияния с «целью реорганизации» учредительские акции конвертируются в акции класса A в соотношении 1:1, в итоге первые инвесторы получат 20% объединенной компании (с ограничениями на продажу акций). Это отчасти похоже на западную практику — в США организатор (он же «спонсор») получает 20% акций SPAC, остальные получают юниты — акции и часть варранта, который дает право купить еще какое-то число акций компании по оговоренной заранее цене или акции после объединения с другой компанией. 

Еще один вариант, который обсуждали на совещании у Иванова, — размещение пилотных российских SPAC на зарубежных рынках, к примеру, во Франции, сказал Forbes один из участников встречи. Но вариант с Францией не рассматривается в числе приоритетных, говорит Forbes источник в одном из ведомств, участвующих в обсуждении вопроса. «В Европе есть юрисдикции, допускающие SPAC только своей страны. А есть страны, разрешающие такое размещение для компаний, наоборот, зарегистрированных в других юрисдикциях», — поясняет директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. 

Предполагается, что SPAC смогут привлекать средства не только через акции, но и через размещение цифровых финансовых активов на бирже. Но нужно внести изменения в законодательство, чтобы в том числе ПИФы, НПФы, страховые компании и банки могли инвестировать в такие компании, сказал представитель Фонда инфраструктурных и образовательных программ. 

Нужны ли SPAC в России

Компании с российскими корнями уже размещались через SPAC в США. Например, в августе космическая компания, которую основали первый зампред Сбербанка Лев Хасис и российский предприниматель Михаил Кокорич, Momentus Space слилась с  компанией-пустышкой Stable Road Capital. Сама Stable Road вышла на биржу еще в 2019 году. А бывший участник списка Forbes Иван Таврин вывел на биржу SPAC Kismet Acquisition One Corp в 2020 году. Компания привлекла во время IPO $250 млн, а 1 февраля 2021 года она объявила о слиянии с с разработчиком игр Nexters. По словам сооснователя Nexters Андрея Фадеева, Таврин — первый из русскоязычных людей в Европе, кто сделал SPAC на Nasdaq.

Публично о планах стать публичной через SPAC сообщала микрокредитная компания «Арифметика», принадлежащая OR Group (бывшая «Обувь России»). Она планирует выйти на биржу через SPAC и привлечь около $100 млн, сообщил Reuters в декабре основатель OR Group Антон Титов. 

Минэкономразвития рассчитывает, что механизм SPAC позволит непубличным российским компаниям привлекать дополнительные инвестиции и при этом не тратиться на дорогостоящую процедуру публичного размещения. 

«Не нужно будет тратить дополнительные ресурсы на поиск инвестора, а инвестор получит защищенный инструмент под управлением профессиональных участников рынка», — сказал представитель министерства. Представитель «НП РТС» также считает, что можно сократить и сроки получения финансирования. 

Пока против развития SPAC в России выступает Минфин, говорит источник в одном из ведомств, участвующих в обсуждении вопроса: там считают, что при размещении через пустышку есть коррупционные риски и под вопросом доверие к рынку в целом. Forbes направил запрос в Минфин и ожидает ответа.

SPAC уже доказал свою востребованность за рубежом, в России дополнительный инструмент привлечения капитала будет востребован в любом случае, но насколько — зависит от специфики регулирования. SPAC — очень неопределенная процедура размещения, а российские регуляторы не любят неопределенность, предупреждает генеральный директор «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов. Если механизм SPAC будет востребован в первую очередь для «схемотехники» и «квазилистингования», то развитие такого инструмента свернут на старте, полагает он. 

SPAC пользуются активным спросом только на быстрорастущем и дорогом рынке, поэтому сейчас российский рынок «совершенно не выглядит» как место для развития такого инструмента, замечает Денис Спирин. Кроме того, в России нет «избытка» денег, как в США, к примеру, а компании стоят относительно дешево, поэтому механизм SPAC для страны не актуален и даже искусственен, убежден он. 

 

Среди рисков Спирин также называет то, что еще до объединения большая часть изначальных инвесторов SPAC могут выйти из «пустышки» и вернуть свои деньги, сохранив при этом опционы на акции объединенной компании, создатели SPAC получают премии акциями, а андеррайтеры деньгами при слиянии с компанией-целью. В итоге к моменту объединения в SPAC на одну его акцию остается гораздо меньше денег, чем изначально вносили на одну акцию инвесторы (в среднем из $10 акцию остается около $6). «При объединении непубличная компания оценивает SPAC уже именно исходя из того, сколько кеша в нем осталось. Оставшиеся инвесторы соглашаются на эти потери в оценке SPAC в надежде, что на бурно растущем рынке стоимость в дальнейшем вырастет», — говорит он.

При участии Михаила Кузнецова

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+