К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Центробанк снимет ограничения эквайринговой комиссии для банков с сентября


Центробанк не планирует продлевать после 31 августа ограничения, наложенные на размер эквайринговой комиссии. По оценкам банков, за четыре месяца их действия кредитные организации недосчитаются десятков миллиардов рублей, из-за чего уже были вынуждены сократить программы лояльности. Ограничения эквайринговых комиссий на уровне 1% были установлены в середине апреля

Центробанк после 31 августа снимет ограничения эквайринговых комиссий на уровне 1%, они были установлены с середины апреля для ряда типов торгово-сервисных предприятий. ЦБ не заметил ответных действий со стороны ретейла, который получил часть доходов банков — снижения цен или расширения программ лояльности и кешбэка. Об этом в интервью ТАСС рассказала первый заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова. 

ЦБ получил право регулировать эквайринговые комиссии (взимаются с безналичных платежей) в 2019 году. Впервые ограничение для них ввели в 2020 году. Его итоги никто не анализировал, сообщил газете «Коммерсантъ» глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. По его оценке, ограничения вылились в поддержку продавцов без использования бюджетных средств, за счет кредитных организаций. 

Ряд банков после введения ограничений пересмотрели собственные программы лояльности. По словам главы департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-банка Алексея Киричека, банки-эмитенты вынуждены сокращать выплаты по карточным программам лояльности. В конечном счете это негативно сказывается на потребителях, которые получают меньше привычных баллов и кешбэков по карточным операциям, отмети он. По данным исследования ЦБ, 27% россиян выбирают платежи банковскими картами именно из-за наличия программ лояльности.

 

По оценке Делобанка (подразделение банка «Синара»), торговые компании сэкономят с 18 апреля по 31 августа (период действия ограничения) около 60–80 млрд рублей,  в среднем 6000–10 000 рублей в месяц на компанию. Эти данные сопоставимы с с данными крупнейших российских банков на рынке эквайринга — за 2021 год они заработали на этой услуге около 600 млрд рублей при средней ставке около 2%.

Если эквайринговая комиссия снижается вдвое, то банки могут потерять до 100 млрд рублей за четыре месяца. В наибольшей степени это затронет 20-30 банков, которые аккумулируют большую часть этой комиссии. Комиссия за обслуживание торгового эквайринга — это часть пакетного предложения услуг вместе с расчетно-кассовым обслуживанием, кредитованием, инкассацией и тому подобным, объяснил сопредседатель комитета по платежным системам Ассоциации банков России Алексей Маслов. По его словам, при заключении договора с торговой компанией просчитывается общая экономика предоставляемых услуг —  банк получает убыток, когда какая-то часть дохода проседает. 

Президент АКИТ Артем Соколов отметил, что ЦБ вводил ограничения эквайринговых комиссий, чтобы предприниматели смогли перестроить логистику и бизнес-процессы за счет снижения издержек. Сейчас же регулятор, по словам Соколова, «оценивает эффективность этой меры по тому, какие были цены и какую выгоду от нее получили потребители». Он напомнил, что на программы лояльности банков серьезное влияние оказывала поддержка международных платежных систем. Но они ушли из России, а поддержка прекратилась, то есть сокращение программ лояльности банков связано не только с ограничением, считает собеседник газеты. 

У ретейлеров после снятия ограничений сохранится возможность экономить на комиссиях за безналичные платежи за счет использования Системы быстрых платежей (СБП). По данным ЦБ, в первом квартале 2022 года оборот по оплате товаров и услуг физическими лицами через СБП составил 63 млрд рублей. По оценке Киричека из Альфа-банка, в четвертом квартале он может превысить 200 млрд рублей. Комиссию при оплате по СБП (в основном — около 0,4%) компенсирует государство.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+