Закрыть обходные пути: что значат новые санкции США для финансового сектора
Новые санкции США приурочены к первой годовщине «спецоперации»* на Украине. В него вошли 83 компании и 22 физических лица, включая 11 банков, инвестиционную компанию «Велес-Капитал», руководителей направления private banking «Сбера», Альфа-банка и Росбанка, а также семейный офис Confideri. Топ-менеджмент private-банков и компании, управляющие благосостоянием миллионеров, оказались в SDN-листе впервые, обращает внимание старший партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Антон Именнов.
«Цель ясна — еще сильнее перекрыть возможность выхода на западные рынки капитала, и любой инструмент, позволяющий этот выход осуществить, будет под прицелом. Это очередной последовательный шаг к изоляции России от мировой финансовой системы, где не только российские банки, но и компании и физические лица, управляющие реальным капиталом, считаются ключевыми игроками», — говорит Именнов.
Банки
Российские банки, на которые приходится более 80% активов отечественного банковского сектора, уже находятся под санкциями. В новый пакет вошли 11 более мелких организаций, к которым, по мнению Минфина США, подсанкционные лица обращаются для обхода ограничений.
Под новые санкции попали банки МКБ, МТС-банк, «Уралсиб», Ланта-Банк, Металлинвестбанк, банки «Левобережный», «Санкт-Петербург», «Приморье», СДМ-Банк, Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), «Зенит».
Включение российских банков в SDN-лист означает, что американские граждане и компании должны прекратить с ними любые коммерческие взаимоотношения до 25 мая, говорит инвестиционный юрист, эксперт по санкционному праву Елена Рязанова. Будут закрыты счета, выведены активы, расторгнуты договоры. Американские организации не смогут проводить с этими банками сделки, приобретать ценные бумаги, выпущенные подсанкционными организациями. Корсчета будут закрыты и доллары через них не уйдут, также будут заблокированы все активы санкционных банков, которые учитываются в американской инфраструктуре. По словам Рязановой, санкции затронут не только сами банки, но и дочерние структуры, в которых их доля составляет более 50%.
Самый чувствительный удар новые санкции могут нанести по МТС-банк. И дело не только в том, что банк проводит достаточно большой объем операций с иностранными контрагентами и переводов за рубеж, но и в том, что организация недавно получила лицензию в ОАЭ. И вопрос в том, будут ли контрагенты из ОАЭ работать с организацией под американскими санкциями или будут опасаться вторичных ограничений, говорит генеральный директор аналитического центра «Бизнесдром» Павел Самиев. «Для МТС Банка наиболее существенный риск — это проблемы в работе его дочернего банка в Эмиратах, который только недавно получил лицензию и только стартует. Фактически, некоторые виды деятельности он еще не начал осуществлять. И теперь дальнейший вопрос о том, как финансовый регулятор будет реагировать», — говорит Самиев.
Регулятор отреагировал сразу же. Центральный банк ОАЭ подтвердил, что выдал лицензию МТС-банку, поскольку тот выполнил критерии лицензирования и способствовал развитию легальной торговли между ОАЭ и Россией. «ЦБ в настоящее время изучает имеющиеся варианты относительно статуса нового банка, и примет соответствующее решение по этому поводу в свое время с учетом обязательств, взятых на себя филиалом в предыдущий периоде», — говорится в сообщении регулятора.
После получения лицензии в ОАЭ, МТС-банк мог бы переводить деньги в рублях и дирхамах с помощью Системы передачи финансовых сообщений (СПФС), и США не могли бы это отследить — такая процедура не укладывается в санкционную логику, поэтому банк в итоге попал в SDN, предполагает собеседник Forbes.
В пресс-службе «Уралсиба» Forbes сообщили, что возможна приостановка проведения валютных переводов, в связи с этим клиентам не рекомендуется пока осуществлять переводы в «недружественных» валютах. В банке затрудняются сказать, когда остановка может произойти.
В Уральском банке реконструкции и развития уточнили, что банк работает в обычном режиме, платежи, переводы и валютные операции доступны как в отделениях, так и онлайн.
Клиенты банка «Зенит» начали получать сообщения о том, что операции за рубежом по карте банка платежной системы UnionPay могут быть приостановлены в ближайшее время. Forbes ознакомился с этим сообщением. Клиентам рекомендуется снять необходимые денежные средства в ближайшее время.
В остальных банках на запрос Forbes на момент публикации не ответили.
Руководители private banking
Под санкции США впервые попали руководители направления private banking. В списке значатся зампредправления Росбанка, руководитель Росбанк L'Hermitage Private Banking Улан Илишкин. Также в SDN-лист вошла руководитель A-Club Альфа-банка Алина Назарова и Евгения Тюрикова, которую США внесли в SDN-лист как руководителя департамента private banking в Сбербанке, который находится под санкциями с прошлого года. Однако Тюрикова покинула Sber Private 6 февраля, сообщила пресс-служба «Сбера».
«Вероятно, руководители private banking попали в списки потому, что часть клиентов этих банков из санкционных списков. А сами главы этого направления могут быть косвенно причастны к обходу санкций», — полагает собеседник Forbes в одной из брокерских компаний.
«Мне кажется, логика США достаточно прозрачна, тут можно провести аналогию с эпидемией чумы: всех, кто контактировал с заболевшими, изолировали. Это делается для того, чтобы люди и организации опасались контактировать с теми, кто попал в санкционные списки, чтобы самим не попасть под ограничения. При этом я не думаю, что эти люди действовали самостоятельно и каким-то образом помогали России в ведении «спецоперации», — говорит в свою очередь управляющий партнер Smartly Group Вадим Погосьян. При этом, по его мнению, на клиентах это никак не отразится. Он указывает, что для клиентов подразделений private banking подсанкционных банков ничего не изменится.
Дебютантами нового SDN-листа стали Ольга Райкес и Марат Савелов, их Минфин США определил как private-банкиров и инвестконсультантов. Райкес и Савелов — основатели и руководители фэмили-офиса Confideri, а также владельцы австрийской фирмы Vend Ore Gmbh. Эти организации тоже попали в новый SDN-лист. Выпускник ВШЭ Марат Савелов в 2014 году рассказывал, что Confideri помогает российскому бизнесу осуществлять экспансию на азиатские мировые рынки. Спектр деятельности Confideri включает управление активами, инвестиционный консалтинг, брокерское обслуживание, корпоративное финансирование, а также обслуживание физических лиц. Компания у себя на сайте предлагает получение ВНЖ в Австрии, инвестиции в золото через биржу физических драгметаллов SGPMX, помощь в ведении бизнеса в Сингапуре и ОАЭ, открытие международного счета в юанях.
«Личные проекты теперь ведутся от имени близких людей или родственников. В целом, безусловно, жизнь людей под санкциями стала сложнее, но я не видел ни одного примера, где она бы разделилась на «до и после»», — говорит собеседник Forbes в одной из международных консалтинговых компаний.
«Велес-Капитал»
Под санкции в этот раз попала инвестиционная компания «Велес-Капитал» и ее руководители Дмитрий Бугаенко и Алексей Гнедовский. А также кипрские фирмы Бугаенко Veles International Limited и Hadlerco Limited.
«Велес-Капитал» входит в число старейших инвестиционных компаний, она работает с 1995 года. Компания оказывает услуги частным и корпоративным клиентам на рынке ценных бумаг, в области прямых инвестиций и инвестиций в недвижимость. Собственный капитал составляет 5,1 млрд рублей, активы под управлением группы составляют 83,9 млрд рублей.
«Компания даже в России занимает нишевую позицию, и на первый взгляд абсолютно непонятно, почему она попала в этот список», — отмечает источник в брокерской компании. Причины, по которым компания попала в этот список, возможно связаны со структурами конторы, которые помогали выводить средства за границу в обход американских санкций, предположил собеседник Forbes.
С этим мнением согласен b другой собеседник Forbes. Он уточняет, что кипрские дочки помогали клиентам компании выводить деньги за рубеж в обход санкций. «Велес» был активен. Тот, кто проявляет активность, попадает под санкции. И на самом деле это сигнал остальным, кто еще не под санкциями — не активничайте», — говорит третий источник на фондовом рынке.
«Всем интересантам стоит понимать, что желание все-таки остаться в контуре западной финансовой системы, используя посредников и различные «креативные» схемы структурирования, реализовать без прямых санкционных последствий становится все сложнее, а с таким прицельным вниманием со стороны западных институций к вопросу обхода скорее всего невозможно», — резюмирует Антон Именнов из Pen&Paper.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.