К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эксперты предупредили о риске ценовой войны между крупными российскими банками


Высокие темпы цифровизации и простота перехода клиентов из одного банка в другой создают условия для ценовой войны между крупными участниками рынка, предупредили эксперты. Каждый клиент уже обслуживается в двух и более банках. Чтобы удержать «подвижных» потребителей, банкам придется повышать качество повседневного обслуживания и удобство цифровых каналов, пришли к выводу они

Высокие темпы цифровизации российских банков и низкий порог для перехода клиентов из одного банка в другой создают условия для ценовой войны между крупными участниками рынка, следует из совместного отчета экспертов консалтинговой компании «Яков и партнеры» (бывшая McKinsey в России) и сервиса исследований банковского бизнеса FINIX YnP (есть у Forbes).

В нем рассматривались показатели 10 крупных российских банков, включая шесть системно значимых, с совокупной клиентской базой, превышающей 110 млн клиентов. 

В исследовании отмечается, что девять из десяти рассмотренных банков с 2021 и по середину 2022 года нарастили свою клиентскую базу. В совокупности число их активных клиентов выросло за 18 месяцев на 7,5% и достигло 28,4 млн. При этом клиентские базы банков все сильнее пересекаются, и многие россияне обслуживаются в нескольких банках сразу. По данным ЦБ, на каждого жителя России приходится в среднем семь открытых банковских счетов. По оценке авторов исследования, каждый клиент имеет действующие договоры по банковским продуктам как минимум в 2,5 банка.

 

Благодаря качественному цифровому опыту и простоте перехода каждый пятый клиент для банков оказался новым, но при этом каждый третий уходил из банка уже через год, отметила руководитель FINIX YnP и соавтор отчета Елена Новоселова. Ситуация формирует условия для развертывания полномасштабной ценовой войны, а значит, и деградации прибыльности тех банков, которые не сумеют удержать собственных клиентов, отмечается в исследовании. 

По данным FINIX YnP, от 60% до 70% притока новых клиентов в банки обеспечивает их стремление получить дебетовую карту. Но если их привлечение во многом зависит от ценовых условий, рекомендаций и рекламы, то для удержания важно качество повседневного обслуживания и удобство цифровых каналов. Партнер «Яков и Партнеры» и глава финансовой практики Илья Иванинский напомнил, что новые инициативы Банка России могут совершенно обнулить издержки перехода клиента в новый банк. «В этих условиях банкам, если они не хотят оказаться ввязанными в ценовую войну, необходимо наращивать уровень сервиса, что невозможно без дальнейшего изучения особенностей клиентов и более внимательного отношения к их потребностям», — подчеркнул он.

 

«Особенно это очевидно для зарплатных клиентов, которые в среднем имеют даже меньше продуктов в своем банке, чем клиенты, привлеченные банками «с улицы», — отметила Новоселова. Доля зарплатных клиентов, у которых есть только зарплатная дебетовая карта, превышает 50%, что означает, что банки не полностью используют потенциал своих самых ценных и «прозрачных» клиентов.

Важность цифровизации услуг подчеркивает тот факт, что доля клиентов, посещающих отделения банков, снижается пять кварталов подряд (сейчас их 16,6%), а банкоматами пользуются лишь 35,3% из них. Вовлеченность большинства российских банков из топ-20 в цифровые каналы соответствует современным мировым требованиям, следует из отчета. Если некоторые из наиболее успешных в мире цифровых банков достигают коэффициента вовлеченности DAU/MAU (доля ежедневной аудитории цифровых каналов от общего числа пользователей) в 25-35%, то в России есть системообразующие банки, у которых этот показатель приближается к 50%, говорится в нем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+