К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Эксперты предупредили о риске исчезновения до 80% малых и средних банков через 10 лет

Фото Ярослава Чингаева / ТАСС
Фото Ярослава Чингаева / ТАСС
До 80% малых и средних банков в России могут исчезнуть — закрыться или оказаться поглощенными — в течение 10 лет, предупредили аналитики компании «Яков и партнеры». Они считают, что малым банкам будет все сложнее конкурировать с крупными. Сложности им в том числе будут создавать падение доходов населения, активизация маркетплейсов на рынке финансовых услуг и внедрение цифрового рубля

Большинство малых и средних банков в России могут исчезнуть в течение ближайших 10 лет в условиях возросшей конкуренции со стороны крупнейших игроков, следует из анализа трендов в банковской индустрии, который провели аналитики из «Яков и партнеры» (бывшая McKinsey в России). Исследование есть в распоряжении Forbes.

По данным компании, исчезнуть могут от 65% до 80% малых и средних банков. Аналитики считают, что концентрация рынка повысится из-за того, что крупные банки продолжат внедрять цифровые технологии и повышать качество обслуживания. Малые и средние банки не смогут конкурировать с крупными игроками в своих клиентских и продуктовых нишах, при этом крупные банки будут расширять свое присутствие в регионах, где сильны локальные игроки, отмечает «Яков и партнеры». Все это может привести к тому, что малые и средние банки окажутся поглощены более крупными или уйдут с рынка самостоятельно, заключили аналитики.

В России насчитывается больше 300 средних и малых финансовых организаций, совокупный объем их активов составляет 25–30 трлн рублей — примерно 18–22% от всей величины российского банковского рынка, говорится в исследовании. Аналитики выделили ряд проблем в сфере банковского обслуживания розничных клиентов. По их словам, кредитоспособность розничных клиентов и число просрочек по кредитам могут снизиться из-за падения реальных доходов населения, и это приведет к снижению потребительской динамики и, как следствие, к сокращению объемов кредитного бизнеса. Кроме того, от банков требуется обеспечить высокое качество повседневного обслуживания и удобство цифровых каналов, чтобы удержать клиентов в условиях цифровизации клиентских путей и развития системы быстрых платежей, говорится в исследовании.

 

Еще одной проблемой может стать выход маркетплейсов на рынок финансовых продуктов. «Яндекс.Маркет», Wildberries и Ozon присоединили к себе банки и в 2022 году выпустили дебетовые карты, которые дают клиентам преимущества при оплате товаров на маркетплейсах и позволяют оплачивать другие покупки. В 2023 году прямые потери чистого операционного дохода «классических» банков-эмитентов в таких условиях могут составить от 20 млрд до 50 млрд рублей, подсчитали эксперты. Еще одна проблема, которую выделили аналитики, — внедрение и популяризация цифрового рубля. По их мнению, это может привести к оттоку средств из коммерческих банков, поскольку цифровые рубли хранятся в Банке России. Это вызовет удорожание фондирования и потерю комиссионных доходов от платежей, предупреждают аналитики.

Наибольшим рискам подвержены средние и малые корпоративные банки, для которых характерны высокая концентрация кредитного портфеля на одного заемщика и слабое покрытие операционных расходов комиссионными доходами, предупреждает «Яков и партнеры». Аналитики отмечают, что снижение качества риска ключевого заемщика повлечет за собой увеличение резервов и падение процентных доходов, что наряду с низкими комиссионными доходами может привести к существенным убыткам. Чтобы избежать этого, банкам необходимо внедрить новый подход к формированию бизнес-модели и принять ряд мер, считает «Яков и партнеры». Компания предлагает банкам принять меры, которые позволят повысить трансакционную активность клиентов и диверсифицировать кредитный портфель:

 
  • пересмотреть классические методы деятельности, ориентированные на продукты, в пользу «клиентоцентричных»;
  • начать повсеместно применять инструменты продвинутой клиентской аналитики для рисковых и безрисковых продуктов;
  • преобразовать клиентские пути для услуг, внедрить новые метрики;
  • создать продвинутые системы CRM и дэшборды, которые формируют всесторонний портрет клиента («360 градусов»).

Глава рейтингового агентства АКРА, бывший зампредседателя Центробанка Михаил Сухов в интервью «Известиям» в сентябре 2022 года заявил, что к весне 2024 года с рынка могут уйти полсотни банков. По данным Центробанка, прошлый год российский банковский сектор завершил с худшим с 2015 года финансовым результатом: чистая прибыль составила 203 млрд рублей. Рейтинговое агентство НКР в апреле заявило, что в 2023 году чистая прибыль российского банковского сектора может обновить рекорд 2021 года и составить 2,4–2,6 трлн рублей. Это значительно выше прогнозов, которые представил ЦБ в начале марта — 1,2–1,5 трлн рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+