К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Неустойчивое равновесие»: эксперты назвали «узлы напряженности» для экономики России

Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency via Getty Images
Хотя экономике России прочат рост в 2023 году, баланс неустойчив, считают аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Перспективы перехода от посткризисной стабилизации к стагнации или росту зависят от того, как разрешатся несколько «узлов напряженности»

Поворот к росту

Экономика России на удивление малой кровью перенесла санкционный шок, а поворот к росту наметился уже в марте 2023 года, оценивают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Однако говорить об устойчивом выходе на траекторию роста рано. Дальнейшая динамика экономики зависит от того, удастся ли разрешить четыре «узла напряженности», пишет ЦМАКП в докладе «О механизме экономической стабилизации в кризисный период». Речь идет о дисбалансе во внешней торговле и инвестициях, дефиците бюджета и ситуации с инфляцией.

По оценке ЦМАКП, признаки улучшения ситуации в начале весны наблюдались практически по всем направлениям экономической активности. «В марте произошел заметный рывок в сфере производства, который ознаменовал поворот российской экономики к росту», — указывают аналитики ЦМАКП. Производство выросло на 0,6% в марте по сравнению с февралем (оценка с устранением сезонности). Выпуск растет в подавляющем большинстве обрабатывающих производств, кроме автопрома. Индекс инвестиционной активности резко вырос в марте почти до исторических максимальных значений, как в 2021 году. 

Началом восстановительного роста можно считать уже конец лета 2022 года, комментирует выводы ЦМАКП директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. «В августе-сентябре стало заметно, что промпроизводство начало возврат к докризисным уровням, где-то с сентября-октября начала оживать оптовая торговля, розничная торговля сильно подросла в декабре-январе. Совокупность этих поворотных точек дала довольно непрерывную картину восстановления в индексе базовых отраслей с минимума в июне к текущим значениям (последние полные данные — за март 2023-го). Эти значения на 1,1–1,2% ниже, чем в конце 2021 года», — пояснил экономист. Это не противоречит ни оценке ВВП от Минэкономразвития (-1,1% в марте в годовом выражении), ни оперативной оценке Росстата за I квартал (-1,9% год к году), добавил Куликов.

 

Возобновление роста ВВП России в этом году — наиболее вероятный сценарий развития событий. Минэк прогнозирует рост ВВП в 2023 году на 1,2%, ЦБ — в диапазоне 0,5–2%. По прогнозу ЦМАКП, в 2023 году экономика вырастет на 0,8–1,1%. 

«Отдельный вопрос, насколько устойчиво нынешнее восстановление экономики», — отметил руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Его обеспечивают строительство (в том числе восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса), рост гособоронзаказа, бюджетное финансирование потребления малообеспеченных (пособия семьям с детьми и выплаты мобилизованным). Но потенциал этих факторов иссякает. Ситуацию в экономике ЦМАКП он охарактеризовал как «неустойчивое равновесие». Что будет дальше — развитие или стагнация, — зависит от того, как удастся разрешить несколько критически важных «узлов напряженности».

 

Дисбаланс во внешней торговле

Дестабилизация всей системы внешнеэкономических связей России в 2022 году привела к сжатию импорта и экспорта. Причем импорт сократился существенно больше экспорта. Сейчас ситуация ровно обратная, отмечает ЦМАКП. Экспорт продолжает ускоренно снижаться, а импорт растет. Причем гораздо быстрее растет импорт готовых потребительских товаров, а не инвестиционных (машин, оборудования, электронных компонентов для промышленности).

«Происходит нормализация торгового и платежного баланса, — спокоен директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. — Весной и летом 2022 года рекордный профицит текущего счета платежного баланса представлял проблему». Теперь же сложилась «уникальная ситуация», при которой импорт является не сдерживающим, а поддерживающим экономику фактором. «Он поддерживает и потребительский спрос, и производство, где используются импортные комплектующие, и в меньшей степени — инвестиционный спрос», — пояснил Широв.  

ЦМАКП предупреждает, что стремительное восстановление импорта влечет риск, что к моменту «перезапуска» по крайней мере части российских производств соответствующие ниши на рынках уже будут заняты продукцией производителей из дружественных стран — Китая, Индии, Белоруссии, Ирана. 

 

«Нормализация торгового баланса может повлечь и риски ослабления рубля, — предупредил Широв. — Но сейчас курс скорее зависит от разовых операций, в частности, по выкупу иностранных активов, дивидендных выплат крупных экспортеров. В этих условиях серьезного потенциала ослабления курса рубля нет». 

Инвестиционный дисбаланс

В 2022 году в России сложился инвестиционный парадокс: на фоне падения ВВП на 2,1% инвестиции в основной капитал выросли на 4,6%. «Это совершенно нетипичная ситуация. Во все предшествующие три больших кризиса — 1998, 2009, 2015–2016 годов — сокращалось и ВВП, и инвестиции», — прокомментировал Forbes замдиректора института «Центра развития» ВШЭ Валерий Миронов. Инвестиционный процесс в кризис поддержало строительство, указывает ЦМАКП. Программа льготной ипотеки стимулировала возведение домов в крупных городах, развивалась транспортно-логистическая инфраструктура на новых направлениях внешней торговли, строилась военная инфраструктура, перечисляют авторы доклада. 

Однако при этом инвестиции в машины и оборудование, необходимые России для импортозамещения, стагнировали. В 2022 году доля инвестиционного импорта упала на 4–5 п. п., привел данные Дмитрий Куликов.

Этой весной импорт оборудования начал восстанавливаться, отмечает Дмитрий Белоусов. «Динамика ряда отраслей, в частности, перезапуск автопрома, появление на рынке строительной техники из Китая и других стран косвенно говорят о том, что наметились положительные сдвиги в инвестиционном импорте, — пояснил он. — Мировой опыт показал, что перестройка логистики занимает от одного до трех лет максимум. Сейчас второй год после ужесточения санкций, и новые каналы поставок должны наладиться».

Опрос ЦБ в конце 2022 года говорил, что предприятия намеревались сохранить в 2023 году объем инвестиций на уровне 2022 года. В апреле 2023-го готовность российских предприятий инвестировать оказалась на максимуме с 2012 года, показал индекс Института Гайдара. Минэкономразвития прогнозирует рост инвестиций в основной капитал на 0,5% в 2023 году. «Инвестиции могут вырасти еще больше — примерно на 3%, если страны — партнеры России не запугают вторичными санкциями, — допускает Миронов. — Деньги у бизнеса есть — предприятия еще не израсходовали огромную прибыль, накопленную в 2021–2022 годах».

 

По мнению аналитиков ЦМАКП, стимулировать бизнес вкладывать в оборудование способны проекты по соглашениям о защите и поощрении инвестиций (СЗПК). Они повышают стабильность для инвесторов благодаря «дедушкиной оговорке» — гарантии неухудшения налоговых условий. Проекты СЗПК, в частности, не затронет чрезвычайный налог (windfall tax).

Часть чувствительных производств можно было бы перенести в дружеские и нейтральные страны, считает ЦМАКП. «Кроме трудовых ресурсов, в соседних странах, особенно в Белоруссии и Казахстане, сохранилось машиностроение и развиваются информационные технологии, — прокомментировал Миронов. — Там можно производить товары из российского сырья, и на такой экспорт не будут распространяться санкции». 

ЦМАКП также считает необходимым трансформировать сбережения в долгосрочные инвестиции — развивать рынок проектных облигаций. Деньги у населения есть: россияне хранят на долгосрочных депозитах в банках около 8 трлн рублей, говорят данные ЦБ. Проектные облигации могли бы стать одним из инструментов привлечения средств в экономику, считает Миронов.

Рост нагрузки на бюджет 

На бюджет легла «чрезвычайно высокая нагрузка», описывает еще одну уязвимость ЦМАКП. Дефицит бюджета за январь — апрель превысил планку на весь 2023 год — 3,4 трлн рублей при плановых 2,9 трлн рублей. Это связано с падением цен на нефть Urals и экспорта природного газа, ускоренным порядком возмещения НДС и возмещением переплат налога на прибыль. 

 

Дефицит бюджет не «экстремально большой», оптимистичен Широв. «С учетом механизмов и резервов, которые есть в распоряжении правительства, Россия может позволить себе дефицит бюджета в 5–6 трлн рублей в течение нескольких лет. За этот период главное — нормализовать финансы и обеспечить рост доходов», — считает экономист. Ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) составляла 6,8 трлн рублей, по данным на 1 мая. «Дополнительно у России есть возможности наращивать внутренний госдолг. Сейчас он примерно 20% ВВП, притом что безопасным уровнем считается 40%», — отметил Миронов.  

В условиях ограниченных ресурсов ключевое значение приобретает эффективность их использования. «Государству следует найти адекватные, не коррупционные формы инвестиций, — подчеркивает Миронов. — Инструменты новой промышленной политики должны быть дифференцированы по секторам. Например, для металлургии и нефтепереработки — в России это отрасли с максимальным объемом выработки на одного работника — нужны только деньги на научные исследования и разработки. А другим секторам нужны другие специфические методы поддержки».  

Проблема инфляции

В 2023 году, как и все второе полугодие 2022-го, годовая инфляция снижалась. По последним данным, она составила 2,36% в годовом выражении на неделе с 16 по 22 мая. Сам по себе уровень инфляции существенно ниже сезонной «нормы» свидетельствует о фундаментальном дефиците спроса в экономике, отмечает Белоусов. «Уровень спроса населения и бизнеса ниже «нормы», что не позволяет ни производителям, ни торговым сетям сильно задирать цены, — добавляет Широв. — Но вместе с тем сжатие спроса сдерживает общий экономический рост».

В то же время антиинфляционные факторы (укрепление рубля из-за падения импорта, падение мировых цен на сельхозсырье, образование избытка ресурсов ранее импортировавшегося сырья на внутреннем рынке) — сугубо временные и могут исчерпаться уже в ближайшее время, подчеркивает ЦМАКП. При этом именно снижение инфляции стало «важным фундаментом как активной экономической политики, так и поддержания социальной стабильности», отмечается в докладе.

 

То, что проинфляционные факторы на всех прогнозных горизонтах сейчас сильнее, чем дезинфляционные, в последние месяцы последовательно подчеркивает и ЦБ. Регулятор прогнозирует рост инфляционного давления уже во втором полугодии, что совпадет с окончанием эффекта высокой базы — сейчас низкие темпы роста инфляции в годовом выражении отчасти объясняются резким взлетом цен, который произошел в прошлом году, в первые месяцы «спецоперации»*. Основные факторы ускорения инфляции, которые выделяет ЦБ, — рост бюджетных расходов, дефицит на рынке труда, на фоне которого предприятия вынуждены повышать зарплату быстрее, чем растет производительность, а также ослабление курса рубля. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+