«Коммерсантъ» узнал о планах в разы поднять тарифы для ферм по майнингу криптовалют
Минэнерго собирается в несколько раз увеличить тарифы на передачу электроэнергии для промышленных ферм по майнингу криптовалюты. Цель такой меры — заставить центры по майнингу уйти в регионы с избытком энергомощностей. Инициатива министерства приведет к остановке отрасли из-за убытков, предупреждают владельцы криптоферм
Минэнерго предложило в два–пять раз увеличить тарифы на передачу электроэнергии для юрлиц, занимающихся майнингом криптовалюты, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в энергетике. Тарифы могут увеличить там, где наблюдается нехватка генерации, есть риски нарушения энергоснабжения и проблемы с подключением новых потребителей, отметили собеседники газеты. В Минэнерго не ответили на запрос издания.
По данным собеседников газеты, тарифы для ферм по майнингу криптовалюты могут повысить в том числе в Бурятии, Забайкальском крае и Иркутской области. Цель многократного повышения — заставить майнеров уйти в другие регионы. Минэнерго предложило новую схему тарифного регулирования для центров по майнингу криптовалюты по поручению вице-премьера Александра Новака. По его поручению прорабатываются и другие ограничения для ферм, среди них — запрет на новое подключение к электросетям; низкий приоритет при подключении в регионах с дефицитом энергии; возможность длительного отключения майнеров от сети. Также может идти речь о полной изоляции майнинг-ферм от Единой энергосистемы России, чтобы принудительно перевести таких потребителей на собственную генерацию.
Действующие тарифы на передачу электроэнергии для потребителей одинаковы вне зависимости от их деятельности и отличаются лишь по уровню напряжения. Минэнерго совместно с Минцифры и ФАС должны разработать критерии, по которым тарифные органы будут выявлять майнинг-центры для расчета специального тарифа. Минэнерго, по данным газеты, считает необходимым создать в регионах специальные комиссии по выявлению криптоферм. Майнеров будут определять по ровному графику потребления электроэнергии, близкому к максимальной мощности.
Специалисты таких комиссий буду проверять оборудование в помещениях юрлиц и изучать интернет-трафик и список посещаемых сайтов таких компаний. Один из собеседников считает, что проверки понадобятся, чтобы не перепутать майнинг-фермы и центры обработки данных (ЦОД). В Минцифры сказали, что «внимательно изучают предложения коллег». Промышленный майнинг в России, по оценкам источников газеты, составляет около 2 ГВт, а оптимальный тариф для рентабельной работы составляет 4–4,5 рубля за 1 кВт в час.
По оценкам газеты на основе данных Time2Save, предложения Минэнерго увеличат конечную цену электроэнергии для майнинг-ферм на высоком напряжении в Иркутской области на 18–73%, до 3,2–4,7 рубля за 1 кВт в час; в Бурятии — на 66–333%, до 4–11 рублей; в Забайкальском крае — на 33–133%, до 5–8,9 рубля. Совладелец BWC UG Роман Забуга предупредил, что увеличение сетевых тарифов для легальных майнинг-центров в несколько раз — это конец для отрасли. Он добавил, что регуляторам будет проблематично выявлять майнинг-фермы.
Сомнительными с юридической точки зрения выглядят повсеместные проверки оборудования в помещениях юрлиц, сказал Забуга. Предлагаемые решения дискриминируют майнинг, заявили в BitRiver. Они негативно отразятся на добросовестных участниках рынка, считают в компании. Для решения проблем в электроэнергетике, связанных с майнингом, нужно сочетать меры оперативного характера с системными — с разработкой и принятием полноценного комплексного регулирования майнинга и обращения криптовалюты в России, заявили в BitRiver.
В «Сообществе потребителей энергии» согласились с тем, что дискриминировать легальный майнинг неправильно. Увеличение тарифов для легальных потребителей обусловлено желанием выдавить их из региона, в котором энергосистема не способна удовлетворить спрос на электроэнергию, сказал директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Он добавил, что тариф в этом случае используется как инструмент недопущения роста нагрузки, а не как инвестиционный сигнал для развития инфраструктуры.