К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Банки и маркетплейсы раскритиковали инициативу ЦБ по созданию новых платежных игроков


Банки и маркетплейсы раскритиковали инициативу ЦБ по созданию новых игроков на платежном рынке. Регулятор хочет, чтобы принимать платежи могли не только банки, но и финтех-компании, страховщики, брокеры, МФО и ломбарды. В ассоциации банков заявили, что это приведет к росту мошенничества и отмывания, в АКИТ недовольны ростом расходов для получения нового статуса

Банки и маркетплейсы выступили с критикой законопроекта ЦБ, направленного на создание новых игроков на российском платежном рынке. Об этом пишет РБК со ссылкой на письмо Ассоциации банков России (АБР), направленное в Минфин, Минцифры и Минэкономразвития, и письмо Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), направленное в ЦБ, Минфин и Минэкономразвития. В ЦБ изданию сообщили, что получили обращение и рассмотрят его.

Речь идет о законопроекте, который ЦБ разработал еще в прошлом году. Согласно ему, услуги по приему платежей смогут оказывать не только банки, но и финтех-компании, брокеры, страховые компании, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и другие нефинансовые и некредитные финансовые организации. 

Предполагается создание реестра небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), надзор за которыми будет осуществлять ЦБ. НППУ с капиталом от 5 млн рублей смогут инициировать денежные переводы по поручению клиентов, а игроки с капиталом от 50 млн рублей смогут также проводить платежи с открытием электронных кошельков. «Бизнес получает возможность создавать собственные платежные сервисы, интегрируя их в предоставляемые клиентам услуги, тем самым сокращая свои издержки на платежи», — описал инициативу представитель ЦБ.

 

В АБР предупредили, что появление новых игроков грозит снижением качества услуг по переводу денег и темпов развития рынка электронной торговли и может привести к нарушению прав граждан и организаций. Банки работают в рамках 115-ФЗ для борьбы с отмыванием средств и имеют систему оценки рисков для их предотвращения, у новых же игроков такого опыта нет, заявил начальник правового управления АБР Сергей Клименко. «Это потребует создания дополнительных рабочих мест и появления новых расходов для них. Затраты в итоге будут переложены на клиентов», — уверен он.

Кроме того, возможность переводить средства от физических и юридических лиц на счета юрлиц на платформе НППУ без участия банков создает «риски обналичивания средств»: у компаний появится возможность заводить средства на счет, переводить их между счетами и затем обналичивать в обход антиотмывочных мер банков, пояснил Клименко.

 

По его мнению, новыми правилами также смогут воспользоваться мошенники. «Например, они будут звонить клиентам якобы от банка, говорить, что кто-то оформил покупку товара в интернет-магазине, и просить подтвердить списание средств. Если клиент не подтверждает эту операцию, то мошенники предложат ему «спасти» свои деньги переводом на «безопасный» счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам», — отметил он.

В АКИТ опасаются, что при формулировках, которые содержатся в законопроекте, под новое регулирование могут попасть расчеты маркетплейсов с поставщиками товаров и услуг. В таком случае им придется получать статус НППУ и агрегировать средства на счете в ЦБ, что приведет к сегрегации активов и снижению доступности заемного капитала для развития бизнеса, указали в ассоциации. «Таким образом, выход на рынок электронной коммерции новых участников будет серьезно ограничен не только необходимостью получения статуса НППУ, но и потребностью в капитале для поддержания и развития бизнеса», — предупредили в АКИТ.

Там добавили, что затраты на получение статуса НППУ приведут к сокращению поддержки малого и среднего бизнеса и росту расходов продавцов, а отказ от возможности оплаты на сервисах приведет к перетоку продавцов и исполнителей на нелегальный рынок. Источник РБК на рынке онлайн-торговли добавил, что в случае принятия текущей версии законопроекта маркетплейсам придется менять бизнес-модель. «Высока вероятность, что онлайн-площадкам будет проще отключить проведение платежей пользователей через них. А значит, пользователям придется платить или наличными, или переводить исполнителям средства на карту», — отметил он.

 

Опасения банков очевидны, поскольку появление новых игроков на платежном рынке приведет к рост конкуренции, отметила в беседе с изданием директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова. Однако проблемы с качеством услуг, о которых предупреждают игроки, скорее всего, будут нейтрализованы самой конкуренцией, так как потребитель будет выбирать наиболее удобный и выгодный сервис, отметила она.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости