Минфин разъяснил порядок определения налогового резидентства клиентов банков
Данные геолокации не будут использоваться для автоматического определения налогового резидентства клиентов банков, сообщил Минфин. Ведомство пояснило, что данные каналов дистанционного обслуживания ОФР станут лишь основанием для запроса у клиента обновления информации. Разработанный проект постановления правительства обязывает ОФР запрашивать у клиентов необходимую для определения налогового резидентства информацию в случае выявления преимущественного использования ими каналов дистанционного обслуживания с территории иностранных государств
Данные каналов дистанционного обслуживания Организаций финансового рынка (ОФР) не будут являться основанием для автоматического признания или непризнания клиента налоговым резидентом того или иного государства, сообщил Минфин. Они станут основанием для запроса у клиента обновления информации, пояснило ведомство.
Минфин совместно с Росфинмониторингом, Центробанком и ФНС доработали проект постановления правительства, уточняющий порядок актуализации информации о налоговом резидентстве, ранее полученной Организациями финансового рынка (ОФР) от своих клиентов, говорится в сообщении ведомства.
В Минфине считают, что на необходимость обновления такой информации указывает то, что использование клиентом каналов дистанционного обслуживания, включая мобильные приложения, финансовых организаций преимущественно с территории других стран может свидетельствовать об изменении статуса его налогового резидентства.
Проект постановления обязывает ОФР запрашивать у клиента необходимую для определения его налогового резидентства информацию в случае выявления преимущественного использования им дистанционного обслуживания с территории иностранных государств. Преимущественное использование предполагается, если клиент в течение не менее шести месяцев использует электронные сервисы ОФР из других стран в более 50% случаев.
По мнению ведомства, предложенные изменения позволят ОФР своевременно обновлять информацию о налоговом резидентстве клиентов и предоставлять в ФНС России более полную и достоверную информацию.
О предложении Минфина обязать банки отслеживать геолокацию клиентов при использовании онлайн-банков, чтобы проверить их налоговое резидентство, «Известия» сообщили 1 февраля 2024 года. По данным издания, в проекте постановления говорилось, что в случаях, когда человек использует сервис с территории другого государства, банк должен будет запросить у него информацию о месте проживания. При отказе клиента предоставить эти данные кредитная организация может прекратить операции по его счету и расторгнуть договор в одностороннем порядке, писали «Известия».
В марте 2024 года «Интерфакс» узнал детали проекта. Агентство уточнило, что это коснется тех, кто использует сервисы банка через интернет не менее полугода и преимущественно из-за границы. Для определения местонахождения клиентов будут использоваться данные об их геолокации.
В сентябре 2024 года вице-президент, директор управления комплаенс Сбербанка Лариса Заломихина рассказала в интервью Forbes, что в банке видели инициативу Минфина о мониторинге банками резидентства по геолокации клиента и отслеживании, откуда он заходит в онлайн-банк. На вопрос, насколько инициатива может быть рабочей, учитывая, что клиенты зачастую используют VPN, она ответила, что замечание по поводу VPN «совершенно справедливое». По словам Заломихиной, в банке считают, что существуют технические возможности скрывать подобную информацию и такого рода контроль неэффективен.