ЦБ назвал число крупнейших компаний России, неспособных обслуживать долг

Из 78 крупнейших российских компаний из различных отраслей у 13 показатель покрытия процентов (ICR, interest coverage ratio), который характеризует способность бизнеса своевременно обслуживать обязательства перед кредиторами, находится ниже допустимой отметки. К таким выводам пришел Банк России в обзоре финансовой стабильности за IV квартал 2024-го — I квартал 2025 года. Общая выручка компаний из выборки ЦБ составила 76 трлн рублей (38% ВВП), а суммарный долг — 43 трлн рублей, чуть меньше половины от всего долга нефинансового сектора.
При показателе ICR (считается как отношение прибыли до уплаты процентов и налогов к процентным выплатам по долговым обязательствам) меньше 1 компания считается проблемной и не может обслуживать свои текущие обязательства. Число таких компаний за III–IV кварталы 2024 года выросло с шести до тринадцати. Банк России отмечает, что среди них — отдельные крупные заемщики из отраслей горной добычи, торговли, машиностроения и легкой промышленности. Суммарно на проблемные компании приходится не более 4% от долга корпоративного сектора в целом. Если среднегодовая ключевая ставка по итогам 2025 года составит 20,5% (это середина прогнозного диапазона), то число крупнейших компаний с ICR меньше 1 может вырасти до 15. Возможны отдельные банкротства закредитованных организаций, предупреждает регулятор.
Банк России оценивает оптимальный показатель ICR выше 3. Из крупнейших 78 компаний ICR ниже 3, но выше критической единицы — примерно у трети организаций. Такую долговую нагрузку хотя и можно считать повышенной, но она некритична, подчеркивает ЦБ. В основном эти компании не испытывают сложностей в обслуживании долга. Большинство компаний смогут спокойно пройти период жесткой денежно-кредитной политики, резюмирует ЦБ.
Показатель чистый долг/EBITDA у крупнейших компаний по итогам 2024 года составил 1,6 — за последние 10 лет он был выше только в пандемийном 2020 году (тогда он составлял 2), отмечает ЦБ. Показатель покрытия процентных платежей операционной прибылью снижается во всех отраслях. Регулятор выделяет несколько причин ухудшения финансового положения компаний. Среди них — продолжение санкционного давления на российскую экономику, рост себестоимости и операционных затрат, который негативно повлиял на маржинальность и чистую прибыль, а также высокий уровень процентных ставок. «Некоторые компании продолжают наращивать долговую нагрузку и привлекают кредиты у российских банков, а также рефинансируют старые долговые обязательства по высоким ставкам», — пишет Банк России. Наконец, для экспортеров негативным фактором стало укрепление рубля при том же уровне валютных цен на экспортируемые товары — при долларе по 80 у пяти крупнейших экспортоориентированных компаний EBITDA сокращается на 4–12% в зависимости от структуры продаж.
Снижение кредитоспособности компаний уже заметно — по росту реструктуризаций долгов, отмечает ЦБ. В марте крупные компании реструктуризировали долги на 1,7 трлн рублей, малые и средние — на 0,6 трлн рублей. По опросам риск-подразделений системно значимых банков, которые проводит ЦБ, в начале 2025 года качество обслуживания долга у крупных и средних компаний снижалось. Рост числа компаний, имеющих проблемы с обслуживанием задолженности, в основном характерен для малых и микропредприятий, однако рисков для финансовой стабильности эта тенденция не несет, подчеркивает Банк России, т.к. проблемные кредиты покрыты банковскими резервами. «Ситуация остается управляемой. Для поддержки заемщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, столкнувшихся с временными трудностями по обслуживанию долга) Банк России рекомендует банкам удовлетворять заявления о реструктуризации долга таких заемщиков и не ухудшать категорию качества их ссуд, реструктурированных с начала 2025 года», — заключает ЦБ.