Просроченная задолженность по кредиткам выросла на 70% за последние полгода
Просрочка по кредитным картам выросла почти на 70% за полгода, до 110 млрд рублей к весне 2025 года, следует из данных ОКБ. Качество обслуживания займов ухудшилось, а сами банки стараются по максимуму заработать на пользователях кредиток, в том числе уменьшая грейс-периоды и сокращая лимиты
В российских банках резко выросла просроченная задолженность по кредитным картам: в первом квартале она достигла 3% от всех долгов по кредиткам. Это почти на 70% больше, чем полгода назад, пишут «Известия» со ссылкой на данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Сейчас сумма просрочки — 110 млрд рублей.
По словам генерального директора ОКБ Михаила Алексина, качество обслуживания кредиток ухудшилось в начале 2025 года, но риски копились в 2024-м. Глава аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев отметил, что платежеспособность россиян падает в том числе из-за высокой инфляции (8,3% в первом квартале 2025 года). Это особенно чувствительно на фоне прекращения роста реальных доходов населения (общая прибыль россиян за вычетом обязательств в виде долгов или аренды), сказал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
По данным ОКБ, средние ставки по кредиткам составляют 27%, но в них не учитываются все дополнительные платежи. Полная стоимость займа с учетом таких платежей, по подсчетам «Известий», — около 50%. Чернов предупредил, что растущие риски вынуждают банки ужесточать условия выдачи займов, а кредитование становится менее доступным.
Экономист Андрей Бархота отметил, что из-за рекордно высокой ключевой ставки в 21% кредитные карты становятся все менее выгодными для банков, уточнил экономист Андрей Бархота. В этих условиях банки снижают лимиты, сокращают беспроцентные периоды (грейс-периоды) и повышают комиссии за снятие денег. В пресс-службе ЦБ сообщили, что россияне жалуются на банки из-за сумм начисления процентов по кредиткам, но условия, как правило, представлены в документах банка и с ними клиентов знакомят перед подписанием договора.
Чернов из Freedom Finance Global согласился, что слабое понимание условий договора — это причина ухода в просрочку. В частности, пишут «Известия» после ознакомления с жалобами банковских клиентов, кредитные организации не предупреждают их о сроках окончания грейс-периода, а проценты за долг, взятый в начале льготного периода, начисляются за весь его срок. В некоторых банках сам отсчет грейс-периода начинают не с момента первого использования заемных денег, а с начала отчетного периода.
Клиенты жалуются и на сокращение льготных периодов. В ЦБ сказали, что банки, как правило, напоминают клиенту о приближающемся платеже в рамках грейс-периода. Регулятор не видит системной проблемы в части формирования графика выплат долга, отметили там. Ухудшение условий по кредитным картам — в целом в интересах ЦБ, полагает Бархота.