В ВТБ назвали факторы за и против снижения ключевой ставки
Несмотря на замедление инфляции, укрепление рубля и охлаждение экономики, которые говорят в пользу снижения ставки уже в июне, факторов против снижения больше, и они в итоге перевесят, прогнозирует первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов. Регулятор остановится на варианте со смягчением сигнала и будет оценивать необходимость снижения ставки во втором полугодии, считает он
Банк России на ближайшем заседании 6 июня вновь оставит ставку неизменной, на уровне 21%. Такой прогноз в разговоре с журналистами дал первый зампредправления ВТБ Дмитрий Пьянов. До конца года ВТБ прогнозирует среднюю ставку 21% — это значит, что смягчение если и будет, то лишь на финальном, декабрьском заседании. Июньское заседание с точки зрения сигнала будет определяющим и «покажет, кто окажется прав: сторонники быстрого снижения или осторожности и последовательной денежно-кредитной политики», — считает топ-менеджер ВТБ.
Среди факторов, которые сейчас говорят в пользу смягчения денежно-кредитной политики, Пьянов назвал замедление инфляции. «Если в I квартале она была 8%, на пике в 2024 году около 12%, то в апреле — уже 6%», — отметил он. Еще один фактор — крепкий рубль, и все больше укрепляется мнение, что такая ситуация устойчива и является следствием проводимой денежно-кредитной политики, добавил топ-менеджер ВТБ. Наконец, в пользу смягчения говорит охлаждение экономики — в I квартале ВВП вырос на 1,4% против 2% кварталом ранее.
Тем не менее есть и ряд факторов за сохранение ставки неизменной. Инфляционные ожидания остаются высокими, в сельскохозяйственных регионах (Воронежская и Ростовская области) объявлен режим ЧС из-за заморозков, что повлияет на рост цен на продовольствие, на рынке труда не происходит охлаждения, перечисляет Пьянов. Он также отмечает значительную роль укрепления курса рубля (что можно считать волатильным фактором) в снижении инфляции. Кроме того, ожидается двузначная индексация регулируемых тарифов. Негативную роль играет и угроза санкций. «Думаю, что победит опасение того, что снижение ключевой ставки с таким количеством потенциально проинфляционных факторов слишком рискованно», — делает вывод Пьянов.
В итоге перед ЦБ будут «три канонических решения»: смягчение сигнала по дальнейшим решениям, ослабление сигнала вместе с рассмотрением (но не утверждением) на совете директоров ЦБ варианта со снижением ставки и собственно снижение ставки. Однако последний сценарий связан с риском фактического признания денежно-кредитной политики непоследовательной, считает Пьянов. По его мнению, Банк России остановится на варианте со смягчением сигнала. «Будем оценивать необходимость снижения ключевой ставки во втором полугодии 2025 года», — сформулировал он свой вариант сигнала Банка России. Это дало бы ЦБ достаточную степень свободы, не противоречило бы предыдущим оценкам среднесрочного прогноза по средней ключевой ставке и оставляет пространство для интерпретаций, объясняет он.
Банк России уже четыре заседания подряд не меняет ключевую ставку, она остается на рекордно высоком уровне 21%. В последние два заседания совет директоров ЦБ не рассматривал других сценариев, кроме сохранения ставки. По итогам апрельского заседания регулятор дал нейтральный сигнал по своим дальнейшим действиям — решения будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий. На этой неделе зампред ЦБ Филипп Габуния заявил, что в июне варианты решения как по ставке, так и по сигналу будут «более разнообразными, чем в апреле». «Ситуация несколько поменялась, появилось много всего, что нам будет интересно обсудить», — отметил он.