К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Российские банки попросили Минцифры разрешить звонки без согласия клиента


Ассоциация банков России (АБР) обратилась в Минцифры с просьбой пересмотреть требование получать согласие клиента на массовые обзвоны, которое вступило в силу с 1 сентября, выяснили «Ведомости». Из-за нового требования банки не могут обзванивать должников, но федеральный закон о взыскании просроченной задолженности не требует получать дополнительное согласие клиента на звонки по поводу долга, пояснили в АБР

Ассоциация банков России (АБР) попросила Минцифры пересмотреть требование о получении согласия клиента на массовые обзвоны, которое вступило в силу 1 сентября. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на письмо банковского объединения, подписанное врио президента АБР Денисом Липаевым, министру цифрового развития Максуту Шадаеву. Из-за нового требования банки не могут обзванивать должников с напоминанием о необходимости оплатить задолженность по кредиту, отмечается в письме.

Представитель Минцифры подтвердил получение письма, оно будет рассмотрено в установленном порядке. Начальник правового управления АБР Александр Абрамов рассказал , что закон, регулирующий взыскание просроченной задолженности, не требует получения дополнительного согласия клиента на осуществление кредитором звонка по поводу долга. Он добавил, что письмо было направлено в Минцифры во избежание разночтений с новыми мерами законодательства о борьбе с телефонным спамом. 

Представитель Минцифры напомнил, что мера направлена на «защиту пользователей мобильной связи от потенциальных угроз и мошенничества». Врио президента АБР Липаев в своем письме предложил внести банки в список организаций, для вызовов от которых согласие клиента не нужно (звонки по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также любых других организаций, которые определяет правительство России). По данным Липаева, сейчас звонки банков не проходят должникам, что существенно затрудняет деятельность банков по взысканию задолженностей.

 

На запрет массовых обзвонов ранее пожаловался Национальный совет финансового рынка (НСФР, одно из крупнейших объединений российских банков наряду с АБР). Об этом писал РБК со ссылкой на письмо главы НСФР председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной и премьер-министру Михаилу Мишустину. По данным главы НСФР Андрея Емелина, операторы связи могут блокировать до 30% всех звонков клиентам. Из-за этого не проходят вызовы клиентам, когда банки звонят для подтверждения операции, в случае если сомневаются в ее законности или с напоминанием о погашении долга.

НСФР предложил внести изменения в закон «О связи» (в нем прописаны новые меры по борьбе с телефонным мошенничеством и спамом), в том числе — признать массовыми только одинаковые по целям и содержанию звонки с неперсонализированной информацией. Введение исключений для определенных категорий звонков создаст ряд сложностей по выделению оператором данных вызовов без нарушения права на тайну связи и реализации права отказа абонентов от массовых звонков, объяснил представитель Билайна. 

 

Операторы не вправе ограничивать вызовы, если они маркируются и на основании соответствующего договора доводятся до абонента как массовые (автоматические), добавил он. В Т2 и «Мегафоне» отметили, что не фиксируют массовых блокировок.  Представитель МТС отказался от комментариев. «Ведомости» направили запросы в «Сбер», Т-Банк и ВТБ. 

Источник «Ведомостей» в одном из крупных банков России рассказал, что количество звонков в месяц от банка по задолженностям может достигать примерно 80 млн. Звонок от банка помогает вернуть долг в 90% случаев — чаще всего люди просто забывают о платежах и вспоминают о них после звонка, пояснил он. Банкам критически важно добиться права звонить без согласия клиента снова, отмечают опрошенные газетой эксперты. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+