Заложенное в проект бюджета на 2026 год повышение стандартной ставки НДС с 20% до 22% краткосрочно повлияет на динамику цен, признала глава ЦБ Набиуллина. При этом она подчеркнула, что краткосрочная реакция цен на повышение НДС будет, скорее всего, умеренной
Заложенное в проект бюджета на 2026 год повышение стандартной ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 22% краткосрочно повлияет на динамику цен, но не станет источником устойчивого инфляционного давления, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина на XXII Международном банковском форуме.
«Да, краткосрочная реакция цен на повышение НДС, скорее всего, будет. Но вспомните опыт 2019 года, когда НДС также увеличивался на 2 процентных пункта (п.п.). И реакция была умеренной», — сказала она (цитата по «Интерфаксу»). По словам Набиуллиной, тогда НДС повысился на 2 п.п., а в инфляцию это добавило 0,6–0,7 пункта.
Набиуллина признала, что повышение НДС «может в какой-то мере повлиять на скорость снижения инфляционных ожиданий», но точно не может быть источником устойчивого инфляционного давления. «Это самое главное», — отметила она. По словам главы ЦБ, предсказуемость бюджетной политики является важнейшим фактором при принятии решений по ключевой ставке. Она отметила, что если бы правительство для финансирования необходимых расходов пошло на увеличение дефицита бюджета, то ЦБ пришлось бы значимо повысить прогноз ставки на 2026 год.
Минфин ранее предложил повысить общую ставку НДС с 20% до 22%. Дефицит федерального бюджета России в 2026 году планируется в размере 1,6% ВВП, в дальнейшем ожидается его снижение до 1,2% ВВП в 2027 году и до 1,3% ВВП в 2028 году, сообщил глава Минфина Антон Силуанов.
НДС — важный для федерального бюджета налог, доходы от него за 2024 год составили порядка 13,5 трлн рублей — почти 37% поступлений в федеральный бюджет (из них 8,7336 трлн составили НДС на внутреннее производство и услуги, 4,789 трлн НДС на импортные товары). По расчетам Минфина, в ближайшие три года повышение НДС может принести бюджету 4,4 трлн рублей дополнительных доходов.
Как отметил в беседе с Forbes гендиректор инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов, повышение НДС можно считать проинфляционным фактором: продавцы неизбежно будут перекладывать возросший налог на конечного потребителя, что приведет к разгону цен. По словам инвестиционного стратега «Гарда Капитал» Александра Бахтина, нынешнее увеличение НДС отразится на ценах сильнее, чем это было несколько лет назад, когда НДС вырос с 18% до 20%. Тогда условия были другие: ключевая ставка составляла 7,5%, а инфляция — 4,3%, объяснил Бахтин.
