Эксперты указали на рекордную концентрацию кредитных рисков в топ-10 банков

В российских банках из топ-10 по объему активов норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7) достиг по итогам первого полугодия рекордных 316%, пишет рейтинговое агентство «Эксперт РА» в обзоре, посвященном российскому банковскому сектору. Этот норматив устанавливает максимальное отношение крупных кредитных рисков банка и размера его капитала — значение не должно превышать 800%.
К значительному увеличению концентрации кредитных рисков в крупных банках с начала года привели ужесточение подходов ЦБ к расчету риска по кредитам связанным между собой заемщикам и отмена пониженных риск-весов при расчете концентрации кредитных рисков для подсанкционных компаний, объясняют авторы обзора. При этом в банках за пределами топ-10 наблюдалось снижение этого показателя.
Если для кредитования среднего бизнеса банки за пределами первой десятки могут объединяться в кредитные синдикаты, то обеспечить спрос на кредитные деньги со стороны крупнейших компаний могут только банки из топ-10, отмечают авторы обзора. В то же время им все труднее абсорбировать этот спрос за счет текущей генерации капитала, признает «Эксперт РА». При этом системно значимые банки с 2026 года начнут переходить на новый, более жесткий норматив кредитной концентрации, который будет оценивать риск кредитной концентрации на заемщика или группу связанных заемщиков относительно основного капитала (сейчас — относительно совокупного). Несмотря на то что норматив будет вводиться поэтапно, до 2030 года, «Эксперт РА» допускает введение ЦБ индивидуальных послаблений для тех банков, у которых кредитная концентрация находится на очень высоком уровне, либо смягчение подходов к расчету норматива.
Многим корпоративным заемщикам становится все труднее обслуживать текущий долг, отмечает рейтинговое агентство: стоимость риска (cost of risk, CoR, объем резервов по отношению к кредитному портфелю) по кредитам компаниям выросла с 0,2% по итогам прошлого года до 1,1% к концу первого полугодия. Опрошенные «Экспертом РА» банки видят повышенные риски со стороны добывающих, металлургических, строительных, деревообрабатывающих компаний, а также производителей и продавцов автомобилей (компании из этих отраслей формируют около 20% корпоративной задолженности перед банками). В рознице c конца 2024 года СoR вырос с 2,1% до 3,2% — там вызревают выдачи времен кредитного бума 2023 — начала 2024 года. Общая стоимость риска особенно заметно растет у более мелких финансовых учреждений: у банков с 10-го по 100-е место по активам COR за год вырос почти вдвое, с 0,8 до 1,5%, у банков за пределами первой сотни — более чем втрое, с 0,6% до 2%. Это объясняется общим ухудшением финансового состояния заемщиков и реализацией риска по крупным корпоративным клиентам у нескольких игроков, пишет «Эксперт РА». Ухудшение состояния корпоративных заемщиков заметно и по выплатам банковских гарантий.
За счет существенных выдач крупным заемщикам и более широкого доступа к льготному кредитованию малого и среднего бизнеса корпоративный портфель банков из топ-10 за первое полугодие почти не уменьшился (минус 0,1%), в то время как у прочих банков снижение составило 9% на фоне целенаправленного снижения выдач из-за роста рисков и сжатия льготных программ для МСБ. Кроме того, динамику портфеля в крупнейших банках поддержали сделки по приобретению более мелких банков («Открытие», Росбанк, ХКФ Банк) «с существенными рыночными позициями в сегменте кредитования», объясняет «Эксперт РА». Без учета этих сделок корпоративный портфель крупных банков сократился бы на 2%. С заметным охлаждением столкнулись как крупные, так и все прочие банки и в розничном кредитовании: портфель банков из топ-10 вырос всего на 2% в первом полугодии (год назад вырос на 11%), а у более мелких банков сократился на 14%. Поддержку бизнесу крупнейших банков в рознице, как и в корпоративном сегменте, оказали сделки M&A, без них их розничный портфель вырос бы всего на 0,6%. По мнению «Эксперта РА», тренд на увеличение крупными банками доли рынка за счет приобретения более мелких конкурентов сохранится: потенциал для органического роста сейчас ограничен высокими ставками, охлаждением рынка кредитования и более жесткими требованиями ЦБ к капиталу и нормативам концентрации кредитных рисков.
