К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В Госдуме предложили ограничить эксперимент с запретом вейпов одним регионом

Фото Доната Сорокина / ТАСС
Фото Доната Сорокина / ТАСС
Депутаты предложили в качестве пилотного региона для проведения эксперимента по запрету торговли вейпами Нижегородскую область, узнал Forbes. Соответствующая поправка внесена ко второму чтению законопроекта о лицензировании продаж табака и никотинсодержащей продукции. На примере одного региона можно будет выявить ключевые положительные и отрицательные последствия от запрета, однако возможность экстраполировать результаты эксперимента на всю страну в силу региональной специфики ограничена, считают эксперты

В Госдуме предложили провести эксперимент по запрету продажи электронных систем доставки никотина (вейпов) и жидкостей для них только в Нижегородской области с 1 сентября 2027 года до 1 сентября 2032-го. Соответствующую поправку ко второму чтению законопроекта о лицензировании оборота табачной и никотинсодержащей продукции внес заместитель председателя думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов («Единая Россия»). Комитет является ответственным по этому законопроекту, с копией документа ознакомился Forbes. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сам выразил желание провести в своем регионе пилотный проект по запрету вейпов, с копией его письма об этом президенту Владимиру Путину ознакомился Forbes. 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Законопроект о лицензировании торговли табачной и никотинсодержащей продукцией приняли в первом чтении в ноябре 2025 года. Изначально проект, который курирует вице-премьер Дмитрий Григоренко, был направлен на развитие легального рынка таких товаров и не предполагал запретов. Однако позже стало известно, что Минфин разработал поправки ко второму чтению проекта, которые дают право всем регионам России вводить запрет на розничную продажу вейпов и жидкостей к ним — с 1 сентября 2026 года по 1 сентября 2031-го. Представитель аппарата Григоренко пояснял, что среди обсуждающихся мер — введение запрета в экспериментальном режиме, ограниченное действие нормы даст возможность оценить эффективность такого подхода, проанализировать позитивное и негативное влияние. Идея же делегирования на региональный уровень полномочий по запрету торговли вейпами встретила критику бизнеса: в «Опоре России» в письме Владимиру Путину указали, что такой шаг может «открыть ящик Пандоры экономического сепаратизма регионов» и в целом оказаться фикцией из-за возможности закупаться в другом субъекте федерации. 

«Правительство готовит свои поправки ко второму чтению законопроекта о лицензировании оборота табака и вейпов. В том числе прорабатывается вопрос региональных ограничений на продажу электронных сигарет и вейпов. О готовности к таким мерам уже заявили ряд субъектов России», — сообщил представитель аппарата Григоренко в ответ на запрос Forbes.

 

«Любой эксперимент имеет смысл только тогда, когда у него есть четкая методология, измеримые показатели и возможность оценить результат», — сказал Forbes Артем Кирьянов. Проведение эксперимента в Нижегородской области, по обращению губернатора — логичный выбор: крупная агломерация, развитая торговая инфраструктура, возможность отслеживать перетоки с соседних территорий, продолжает он. Чтобы понять, как работает запрет, нужно зафиксировать, какие именно показатели необходимо измерять: например, снижение потребления вейпов среди подростков, динамику теневого рынка, изменение структуры потребления. «Когда предлагают сразу дать полномочия всем 89 субъектам — это уже не эксперимент, это хаос. Мы получим 89 разных правовых режимов без возможности что-либо сравнить и оценить», — считает парламентарий.

Предложение провести эксперимент в одном регионе — компромисс, считает руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group Евгений Федотов. По своей сути эксперимент предназначен для того, чтобы проверить гипотезу на ограниченной территории, собрать объективные данные, установить четкие метрики эффективности и оценить все возможные последствия, как планируемые, так и непредвиденные. «Только после тщательного анализа результатов такого пилотного проекта можно делать выводы о его успешности или провале и принимать взвешенное решение о возможном масштабировании на всю страну», — сказал эксперт. 

 

Как отметила председатель координационного совета АНО «Центр защиты бизнеса» Екатерина Авдеева, точечный подход действительно позволяет получить локализованный срез данных без немедленного общенационального шока. Но с другой стороны, его эффективность как прогностического инструмента для всей страны сомнительна из-за региональной специфики (логистика, покупательские привычки, структура неформальной экономики), отметила она. Тем не менее такой эксперимент способен выявить две ключевые группы последствий: целевые положительные эффекты (возможное снижение потребления среди молодежи, уменьшение медицинской статистики по острым отравлениям) и системные негативные эффекты. Как показывает опыт «полусухого закона» в Вологде, введенного в марте текущего года, жесткий запрет не только приносит позитивные эффекты, но и часто провоцирует рост нелегального оборота, складирование товара впрок и смещение спроса в тень с непредсказуемым качеством продукции, сказала она. «Это создает риски для здоровья, криминализует рынок и ведет к потере поступлений в бюджет», — подчеркнула Авдеева. 

Полный запрет вейпов в России — скорее контрпродуктивная мера, которая приведет к негативным последствиям, считает Евгений Федотов. По словам Артема Кирьянова, в России более 10 млн пользователей электронных систем доставки никотина. «Запрет не уничтожает спрос, он уничтожает контроль. Продукция уйдет в тень: Telegram-каналы вместо лицензированных точек, контрафакт неизвестного состава вместо маркированной продукции, продажи всем без проверки возраста», — подчеркнул депутат. Аналогичная ситуация уже произошла с никотиновыми пэками, после их запрета в 2021 году 3% населения как употребляли их, так и употребляют, только теперь без контроля качества и без возрастных ограничений, указал он.

Проблема, из-за которой в принципе возникла идея запретить вейпы, состоит в том, что они стали массовым и ярким явлением, говорит член экспертного совета ЭКГ-рейтинга (комплексная система оценки деловой репутации бизнеса), эксперт по анализу нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности Анастасия Горелкина. И основное беспокойство вызывает подростковая аудитория, добавила она. 

 

Проблема доступности для несовершеннолетних и низкое качество продукции на рынке действительно реальны, говорит Артем Кирьянов. Так, доля нелегальных вейпов на рынке сейчас составляет около 67%, тогда как обычных сигарет — 9,5%. Но это результат многолетней работы, маркировки сигарет, контроля рынка, сказал он. Полный запрет политически удобен и создает иллюзию решительных действий. Однако «запрет — это передача рынка из рук легального бизнеса, который можно контролировать, штрафовать, лишать лицензии, в руки тех, кого контролировать невозможно», подчеркнул Кирьянов.

Альтернативой тотальному запрету должна стать политика умного регулирования, уверен Евгений Федотов. Оптимальный путь — не запрещать, а ужесточать контроль за соблюдением действующих норм, особенно в части недопущения продаж несовершеннолетним, говорит он. По его мнению, компромисс мог бы заключаться в дальнейшей дифференциации налогообложения продукции по уровню риска — на основе российских лабораторных исследований и концентрации никотина, а также создании четких стандартов безопасности для устройств и жидкостей. Компромисс может быть найден в совмещении ограничений и профилактики: когда подростку не просто запрещают, а создают среду, в которой ему сложно купить вейп, и одновременно дают четкое объяснение почему, добавила Анастасия Горелкина.  

По мнению Артема Кирьянова, лицензирование вейпов и жидкостей для них, которое предполагает принятый в первом чтении законопроект, может решить проблему системно. Лицензирование — это принуждение бизнеса к исполнению уже принятых законов. В таких условиях легальный бизнес получает понятные правила игры и защиту от недобросовестных конкурентов, государство получает контроль и налоги, а потребитель — гарантию качества, заключает депутат. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+