К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спорный филиал: какой нюанс может не позволить малому бизнесу сэкономить на налогах

Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
Фото Сергея Мальгавко / ТАСС
В России может увеличиться количество споров о правомерности применения упрощенной системы налогообложения. В частности, юристы ожидают рост интереса налоговиков к компаниям, которые ведут деятельность одновременно в нескольких регионах и формально не имеют филиалов, но обладают характерной для них инфраструктурой. В случае, если обособленное подразделение компании признают филиалом, компания потеряет право на УСН с пониженными налоговыми ставками

На фоне увеличения финансовой нагрузки на бизнес применение упрощенного режима налогообложения (УСН, или «упрощенки») остается для компаний одним из наиболее понятных способов легально снизить налоговые расходы. «Упрощенка» имеет ряд преимуществ: компании с доходом до 20 млн рублей (в перспективе — до 10 млн рублей) могут не платить НДС, в случае обязанности уплачивать НДС можно использовать ставку в 5% или 7% в зависимости от доходов, проще требования к бухгалтерскому учету. В то же время опрошенные Forbes юристы прогнозируют усиление контроля за использованием УСН малым и средним бизнесом. В частности, внимание налоговых органов может быть обращено на соответствие обособленных подразделений компаний необходимым характеристикам, в противном случае они могут быть переквалифицированы в филиалы. При наличии филиала компания не может пользоваться УСН. 

По закону, филиалом является обособленное подразделение (ОП) юридического лица, расположенное в удалении от головного офиса и осуществляющее все его функции или их часть. Если обособленное подразделение не является филиалом, то функции головной организации оно осуществлять не вправе. Но, по сути, «любое ОП осуществляет часть функций юридического лица, и при столь широком определении практически любое отделение можно признать филиалом», указывает партнер «МЭФ Legal» Вадим Зарипов. Поэтому в 2018 году в обзоре практики судов, утвержденном Верховным судом, было разъяснено, что деятельность обособленного подразделения не является препятствием для применения УСН, если подразделению не придан статус филиала, то есть в Едином реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) нет сведений о филиале. 

Сейчас налоговые органы постепенно меняют подход — переходят от формального к сущностному анализу деятельности налогоплательщиков. Проверяют не только формальное соблюдение требований к применению льгот, но и на соответствие их целям, говорит партнер департамента налогов и права ДРТ Антон Зыков. Так, все чаще встречаются проверки компаний, которые ведут деятельность в нескольких регионах и не имеют филиалов, но фактически обладают характерной для них инфраструктурой, сказала адвокат Екатерина Белокопытова. «Мы фиксируем тренд на «инвентаризацию» региональных присутствий бизнеса», — подтверждает глава юридической компании «Архитектура права» Андрей Зуйков. Если для компаний на основной системе налогообложения это вопрос только правильного распределения налога на прибыль между регионами, то для бизнеса на УСН он перерастает в риск лишения права на льготы, отметил он.

 

Судебные споры о наличии филиала у компании на УСН в целом не новы, но до сих пор не были слишком распространены, отмечает Вадим Зарипов. Если спор между бизнесом и налоговым органом доходил до суда, то ранее ключевым и часто единственным критерием было формальное отсутствие записи о филиале в ЕГРЮЛ, отсутствие положения о филиале в учредительных документах и так далее, говорит старший юрист налоговой практики CLS Ирина Лоскутникова. Однако в 2025 году было вынесено знаковое судебное решение: в декабре Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию налогового органа о признании неоформленного надлежащим образом обособленного подразделения компании «Траст Эвент Клаб» филиалом, указывает она.

«В этом деле причиной переквалификации обособленного офиса в филиал стала целая совокупность обстоятельств, в том числе были учтены учредительные и корпоративные документы организации и особенности фактической деятельности подразделения», — говорит старший юрист налоговой практики CLS Илья Прядеин. Но пока говорить о возникновении новой тенденции налогового контроля в виде переквалификации обособленного офиса в филиал преждевременно — в первую очередь необходимо дождаться рассмотрения этого дела в судах вышестоящих инстанций, добавил он.

 

По словам эксперта, при переквалификации налоговые органы в первую очередь учитывают местонахождение филиала. Во-вторых, оценивается его фактическая деятельность — это необходимо, чтобы разграничить его с ОП. При этом арсенал налоговых органов достаточно обширен: доступ к регистрационным, учредительным и корпоративным документам компании, доступ к финансово-хозяйственным показателям деятельности головной организации и обособленного подразделения, а также пояснения и свидетельские показания работников и контрагентов организации, перечисляет юрист. 

В деле «Траст Эвент Клаб» обособленное подразделение было зарегистрировано в другом регионе (в Челябинской области при головном офисе в Москве). Исходя из показателей финансово-хозяйственной деятельности, масштабы деятельности обособленного подразделения были сопоставимы, а в некоторых случаях даже превышали деятельность головного офиса. Подразделение действовало фактически автономно от головной организации, клиенты и работники организации дали показания, подтверждающие осуществление филиалом функций головной организации, сказал юрист. Также были выявлены недостатки в учредительных и корпоративных документах компании. «На первый взгляд, данное судебное дело не свидетельствует о появлении новой негативной налоговой тенденции, однако напоминает о необходимости тщательного подхода к оформлению учредительных и корпоративных документов, а также проведения аудита корпоративной документации во избежание негативных налоговых последствий», — заключает Прядеин. 

С другой стороны, если такая позиция получит окончательное подтверждение в вышестоящих инстанциях, у ФНС России появится судебный инструмент для масштабирования данного подхода, считает Ирина Лоскутникова. Также фиксируется рост споров в регионах, где компании пытались использовать «технические» офисы для прикрытия работы в нескольких субъектах, говорит Андрей Зуйков. «Налоговые органы начали активно применять в качестве доказательств данные геолокации сотрудников, логи посещений корпоративных систем и даже отзывы клиентов на картах, подтверждающие, что офис функционирует как полноценный региональный центр со своими полномочиями и операционным циклом», — рассказывает он. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Вероятность развития тенденции встраивается в общий тренд на усиление контрольной работы со стороны ФНС, считает Ирина Лоскутникова. Налоговый контроль усиливается повсеместно, констатирует Вадим Зарипов. Использование УСН видится предпринимателям как один из немногих доступных и законных способов снижения налоговой нагрузки, а с точки зрения государства необоснованное пользование «упрощенки» приводит к потерям за счет заметной разницы в ставках налога на прибыль и единого налога. Сказывается и наличие внутренних «УСН-офшоров», благодаря которым нагрузку можно еще больше снизить, продолжает он. И «если раньше государство довольствовалось нефтяными доходами, то сейчас уже не может закрывать глаза на нарушения в сфере малого и среднего бизнеса», подчеркнул Зарипов.

Чтобы обезопасить себя, честному бизнесу прежде всего нельзя строить защиту на формальных конструкциях, не подтвержденных документально, говорит советник Федеральной палаты адвокатов России, адвокат Екатерина Худова. Нужно провести аудит учредительных и внутренних документов устава, положений об обособленных подразделениях, протоколов на предмет рисков переквалификации ОП в филиал, ориентируясь на логику суда в деле «Траст Эвент Клаб». Следует разграничить предмет и цели деятельности: подразделения не должны воспроизводить деятельность головной организации, зафиксировать вспомогательный характер подразделений не только в документах, но и в фактической модели работы. Также необходимо проверить инфраструктуру и кадровое распределение, чтобы обособленное подразделение не выглядело как головная организация.

Forbes направил вопросы в ФНС, но не получил комментарии.  

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2026
16+