К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Онлайн-торговля в России: ускорение доставки и развитие инфраструктуры

Потребители заказывают онлайн на неделю вперед, не обращая внимания на гражданство продавцов, а маркетплейсы наращивают ассортимент, строят инфраструктуру, осваивают социальные и игровые механики. Такие выводы сделали участники онлайн-конференции AERO

8 сентября прошла ежегодная конференция AliExpress Russia Overview. Электронная торговля стала одним из бенефициаров пандемии коронавируса, дав бизнесу почву для роста, а потребителю — качественно новые сервисы и ассортимент товаров, которые можно заказать онлайн. При этом российский рынок далек от насыщения и ему еще есть куда расти: «Пандемия ускорила процесс цифровизации по всему миру, в том числе в России,  — констатировал президент и генеральный директор Alibaba Group Джон Майкл Эванс. — В России рынок быстро растет, но это рост с низкой базы». 

E-commerce в России: направления роста

Участники конференции определили главные тренды развития отрасли электронной коммерции в России:

Реклама на Forbes

1.     Рост ожиданий покупателей от сервиса. Эксперты считают, что покупатель ждет от площадки не столько скорости, сколько четкости в выполнении взятых на себя обязательств — об этом говорили генеральный директор «AliExpress Россия» Дмитрий Сергеев и директор по электронной коммерции розничной сети «Магнит» Андрей Лукашевич. «Не обязательна доставка за 15 минут, но обязательна доставка в четко оговоренный срок и высшего качества», — сказал Лукашевич. 

2.     Увеличение скорости доставки. По мнению генерального директора OZON Александра Шульгина, требования покупателей к маркетплейсам в части доставки растут: «Например, в столичных городах доставка через два дня уже никому не интересна. Чем быстрее – тем лучше». Поэтому крупные платформы развивают сервисы экспресс-доставки товаров повседневного спроса. В частности, AliExpress развивает сервис доставки от получаса с прошлого года.

3.     Для ускорения доставки необходимо развивать логистическую инфраструктуру. По словам генерального директор СберМегаМаркета Соломона Кунина, маркетплейсы сейчас — не просто игроки рынка, а полноценные инфраструктурные проекты. «Раньше мы придерживались стратегии аутсорсинга, но в 2021 году взяли курс на совмещение, и теперь быстрее чем когда-либо наращиваем объем партнерских услуг, параллельно развивая собственную базу: открываем собственный фулфилмент и пункты выдачи заказов», — комментирует директор по логистике «AliExpress Россия» Григорий Орлов.  

4.     Рост доверия покупателей к сервисам. «Во время самоизоляции люди пользовались сервисами доставки вынужденно, но сейчас 80% из них продолжают делать покупки через интернет», — констатирует директор по стратегии и развитию бизнеса Х5 Group Владимир Салахутдинов. Во многом этому способствовало повышение точности сборки заказов в сервисах экспресс-доставки.

5.     Гибкий подход к клиентам. По мнению генерального директора Lamoda Джерри Калмиса, российский рынок e-commerce отличается от западного значительно более удобным для клиентов сервисом: «Когда я рассказываю своим друзьям, что в России можно заказывать одежду, померить и, если выбранная вещь нравится, заплатить за нее наличкой курьеру прямо на месте, а если товар не подошел, вернуть его обратно, то они приходят в восторг. Мы в этом плане очень избалованы».

6.    Интеграция в социальные сети. «AliExpress как площадка представлена во всех соцсетях. В каких-то мы интегрированы по сути как полноценные магазины, в каких-то дистрибуцируем информацию через блогеров и инфлюенсеров, используя собственную локализованную партнерскую платформу AE Platform», — комментирует вице-президент «AliExpress Россия» по социальной коммерции Надежда Егорова. В собственном приложении AliExpress пользователи проводят в среднем 12 минут в день — в пересчете на всю аудиторию получается 200 лет ежедневно: смотрят карточки товаров, стримы, читают ленту, а около полумиллиона человек играют в игры. 

Объем рынка e-commerce: счет идет на триллионы

О том, что у потребителей сформировалась четкая привычка покупать онлайн, говорили и аналитики инвестбанков. Исполнительный директор J.P. Morgan Елена Журонова представила результаты собственного исследования. «На вопрос, насколько часто вы планируете приобретать товары по интернету в будущем, 75% респондентов ответили, что будут это делать также часто, как и сейчас, а 14-15% заявили, что намерены делать это еще чаще», – пояснила она.

Одной из важных тем дискуссии стала оценка объемов рынка.  Директор по стратегии и связям с инвесторами «AliExpress Россия» Владимир Козлов резюмировал оценки объемов рынка маркетплейсов так: электронная торговля достигнет к 2025 году 7,5-11 трлн рублей. Эксперты сошлись во мнении, что в оценках размера рынка важно учитывать трансграничную торговлю, так как и в случае с локальной торговлей, и в кросс-бордере покупателем являются российские граждане, а импортные товары представляют не только иностранные продавцы, но и российские. «Нельзя делить еком на трансграничный и доместиковый, потому что по сути дела потребителю все равно, где он покупает», — резюмировал член правления, заместитель генерального директора по международному бизнесу АО «Почта России» Георгий Аликошвили. 

Аналитики выразили сомнения в том, что трансграничная торговля помешает росту локальной торговли. В перспективе доля трансграничных операций в общем объеме будет уменьшаться вследствие роста российского внутреннего рынка, но не из-за снижения интереса к покупкам из-за рубежа. 

По мнению инвестиционных аналитиков, у AliExpress есть ряд сильных сторон: лидерство в трансграничной торговле, рост доли отечественных поставщиков, широкая представленность и популярность в регионах, а также возможности социальной коммерции. 

Елена Журонова подчеркнула, что российский рынок e-commerce находится в особой ситуации – на нем действует не один лидер, а несколько сильных игроков. В ближайшие годы они будут контролировать порядка 60% рынка. Дмитрий Сергеев согласился, что в перспективе вероятна дальнейшая консолидация рынка, в том числе за счет того, что слабые игроки (так называемый «длинный хвост» небольших интернет-магазинов) будут уступать свои сегменты сильным.

Зоны роста AliExpress и перспективы IPO

Сейчас AliExpress лидирует в части трансграничной торговли, оборот от продаж которой продолжает расти. «Мы уже лидер рынка по числу покупателей и гораздо сильнее, чем другие площадки, в регионах. Наши покупатели живут от Анадыря до Калининграда, и это не фигура речи, а объективная реальность. Али – это целая социальная сеть, в которой продавцы и покупатели общаются между собой в режиме реального времени. И следующим шагом будет конкуренция за продавца, которому не обязательно присутствовать на десяти площадках, а можно выбрать те, которые дают лучший сервис по логистике и продвижению товаров», — отметил Дмитрий Сергеев.

Основа роста бизнеса компании — развитие локальной платформы, ассортимента, логистики, привлечение новых продавцов и развитие принципиально новых для рынка сервисов, в том социальной коммерции. 

Реклама на Forbes

Аналитики позитивно оценивают перспективы выхода  AliExpress Россия на IPO, если компания решит пойти таким путем: с учетом большого потенциала роста российского рынка, позицию AliExpress как лидера трансграничного сегмента и одного из крупнейших игроков локального сегмента, интерес к акциям компании в случае их публичного размещения будет высоким. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+