К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

ESG: как заработать на ответственном инвестировании

Фото  Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
Как не поддаться моде и научиться инвестировать в действительно хорошие компании? Какие компании будут привлекать внимание инвесторов, когда центральные банки начнут повышать ставки? Об этом рассказывает начальник управления продаж инвестиционных продуктов ВТБ Private Banking Асланбек Начоев

В современном мире мы инвестируем не в компании, а в истории. Тренды и инсайты становятся более весомыми инструментами принятия решений в условиях неопределенности, чем мультипликаторы и отчетность компаний. Одним из главных факторов, влияющих на настроения инвесторов, является ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance, ответственное экологическое, социальное и корпоративное управление. – Forbes Agenda). Вокруг этого явления возникло множество спекуляций, в которых не так просто разобраться инвестору.

Романтические замыслы и доказательная база

Выдающийся экономист Милтон Фридман более 50 лет назад четко определил задачу любой компании: максимизация прибыли акционера. От этой точки зрения оттолкнулись адепты ESG-инвестирования, заявляя, что кроме интересов акционеров необходимо учитывать интересы общества и представлять последствия деятельности компании для климата, для здоровья планеты. Сторонники ESG уверены в том, что активы, инвестированные в правильные компании, входящие в ESG-индексы, будут приносить пользу обществу и дополнительную прибыль.

Этот тезис нашел отклик у ответственных инвесторов в эпоху глобализации, растущего неравенства и климатических катаклизмов, но он требует подтверждения. Механизм ESG-индексов, предложенный для реализации прекрасного начинания, сейчас проходит стадию становления и пока не всегда показывает желаемые результаты. По результатам исследования Journal of Portfolio Management, сравнивающего методологию формирования ESG-индексов у разных агентств, одни те же компании могут занимать в них экстремально разные позиции. Но самое важное, это же исследование делает вывод, что фактор ESG-рейтинга, взятый в отдельности, не оказывает существенное влияние на доходность инвестиций.

 

Условный ответственный инвестор, который стремится использовать свой капитал с пользой не только для себя, но и для общества, и даже готов поступиться частью прибыли, пока не имеет доказательных методов, подтверждающих, что его идеи будут реализованы в том виде, в каком они были задуманы.

Профессиональное сообщество сходится в мысли, что ESG-рейтингам придется пройти историю, аналогичную кредитным рейтингам ведущих агентств. Они потратили не одно десятилетие, чтобы прийти к консенсусу методологий и оценок, которыми уверенно пользуется рынок.

 

Игра в условности

На данный момент исследователи сходятся в том, что ESG-метрики влияют на стоимость капитала (заемного или акционерного), но влияние это выражено преимущественно в таких секторах как добыча полезных ископаемых либо «зеленая» энергетика. При этом нет никаких факторов влияния на рост выручки, оборота или рентабельности. Размышляя о позитивных эффектах ESG-повестки для показателей компании, один из ведущих специалистов в корпоративных финансах, профессор Университета Стерна Асват Дамодаран в своем блоге прекрасно сформулировал базовую дихотомию этого вопроса. Цитирую слова экономиста: «Действительно ли «хорошие» компании более прибыльны или все же прибыльным компаниям легче выглядеть «хорошими»?».

При этом однозначный эффект ESG-повестки на рынок нельзя отрицать. Сдвиг фокуса инвесторов на «хорошие» компании, то есть те, что имеют высокий ESG-рейтинг, привел к тому, что все компании на рынке стремятся «не быть плохими». Это приводит к так называемому эффекту Greenwashing – формальным мерам по косметическому исправлению активностей компании и дополнительным затратам на консультантов и экспертов. Реальную пользу инвесторам и обществу такие подходы не приносят: положительного эффекта как такового может вообще не быть, потому то для компании в данном случае важно не быть «хорошей», а казаться таковой.

Пассивный и ответственный

В феврале 2021 года Ларри Финк, руководитель международной инвестиционной компании BlackRock, выпустил знаковое письмо, обращенное к руководителям компаний, и попросил их «раскрыть планы»: как их бизнес-модель будет совместима с экономикой нулевой эмиссии углекислого газа? Рынок пока не знает ответ на этот вопрос.

 

В 2019 году приток капитала в ESG-фонды составил более $110 млрд, это порядка 25% от общего притока. Казалось бы, эти цифры показывают динамику социально ответственного инвестирования в действии. Однако в пассивном инвестировании есть важный момент, который ставит под вопрос эффективность вложения для инвесторов, заинтересованных в социальном эффекте: пассивное инвестирование не предполагает прямого участия в корпоративном управлении компанией – фонды следуют индексам, не более того.

С учетом разницы в механиках составления, о чем я уже сказал, и стремления многих компаний попасть под условия ESG, многие ответственные инвесторы не будут удовлетворены реальным эффектом своих вложений.

Новые ставки – новые реальности

Есть еще один интересный аспект. В мировой экономике заканчивается период низких ставок. Во время этого периода внимание инвесторов привлекали компании роста, большинство из которых относились к отраслям без карбонового следа и с высоким ESG-рейтингом. Лидерами этого списка являются компании FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google), именно они могли позволить себе выглядеть «хорошими».

В начинающемся цикле высоких ставок более востребованными будут стоимостные компании. Они требуют от инвесторов экспертной оценки и более активного участия в корпоративном управлении. В том числе и с точки зрения ESG-эффекта, который невозможен при пассивном инвестировании. Это ставит вопрос о новых подходах к ESG в новых реалиях.

Привилегированные и состоятельные клиенты ВТБ Private Banking интересуются ESG-повесткой, для них мы предлагаем услугу Advisory как инструмент ответственного инвестирования. Advisory может стать основой для создания индивидуальной Impact-ESG-стратегии.

 

В мире финансов такой подход называется Smart Beta – это умные стратегии работы с коэффициентами рисков, когда портфель формируется по параметрам под оптимальный риск и доходность, а не собирается на основе стандартных весов бумаг в индексе. Подобные стратегии позволят клиенту не только стать ответственным инвестором, но и лично принимать решения, влияющие на корпоративное управление через голосование акционеров и через оперативную реакцию на события.

Сама идея создать стратегию, напрямую влияющую на климат, качество управления и общество – очень перспективна. Но для реализации такой стратегии нужен эффективный механизм, приносящий результат как компании, так и ответственному инвестору. Именно над созданием такого механизма мы работаем. В работе с крупным частным капиталом в ВТБ Private Banking главной компетенцией доверенного банкира является глубокое понимание магистральных тем, мы рады возможности предоставить экспертизу инвесторам, заинтересованным в ответственном инвестировании.

* Информационная поддержка  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+