Новый курс Таиланда: страна решила развивать промышленность и цифровые технологии

Перспективам работы на таиландском рынке будет посвящен Российско-таиландский инвестиционный форум, который состоится 26–28 ноября 2025 года в провинции Пхукет. В преддверии этого форума «Деловая повестка» публикует цикл обзоров таиландской экономики.
Российский бизнес активно ищет новые возможности в новых для себя регионах в том числе в Юго-Восточной Азии. По итогам 2024 года товарооборот между Россией и странами АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. — «Деловая повестка») увеличился на 5,8 % до $23 млрд, что является историческим рекордом. Всего за последние 10 лет удалось нарастить объемы торговли на 70%.
«Сегодня объем торговли между нашими странами составляет всего $1,8 млрд — этого явно недостаточно. Но в то же время Россия уже вложила в экономику Таиланда около $6–7 млрд, а прогнозируемый туристический поток из России к 2025 году составит 2 млн человек. Это показывает реальный масштаб нашего взаимодействия и новые перспективы для бизнеса. Кроме прочего, Россия обладает уникальными компетенциями, которые могут быть востребованы в Таиланде: мы видим огромный потенциал, например, в цифровых технологиях — финтех, автоматизация производства и в других отраслях», — отметил председатель правления, акционер металлургического холдинга «НОВОСТАЛЬ-М», председатель Российско-таиландского делового совета Иван Демченко.
Тренд продолжился и в 2025 году. Согласно данным Таможенного департамента Таиланда, в январе-феврале 2025 года объем товарооборота между Россией и Таиландом составил $328,9 млн, увеличившись на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Российский экспорт составил $139,7 млн (+7,7%), импорт — $189,2 млн.
«Мы отмечаем положительную динамику увеличения товарооборота, что свидетельствует о росте взаимного интереса и укреплении сотрудничества», — отметил торговый представитель России в Королевстве Таиланд Юрий Лыжин.
Однако существуют сложности с проведением платежей из Таиланда в Россию и из России в Таиланд. Это обстоятельство приводит к удорожанию логистики. «С учетом увеличения поставок металлургической и химической продукции, удобрений, оплата за экспорт в Таиланд в местной валюте может стать решением», — считает Лыжин.
Тайские преимущества
По оценке аналитической компании Dsight Таиланд обладает редким сочетанием преимуществ: географическая и инфраструктурная доступность, активно идущая цифровая трансформация, гибкие цепочки поставок, доступ к большим рынкам, наличие квалифицированных кадров, а также высокое качество жизни и безопасность. Это делает страну особенно привлекательной для производственных, технологических и логистических инвесторов. Это исследование — совместный проект Dsight и Российско-Таиландского делового совета.
Удобные маршруты ведут из Таиланда в страны АСЕАН и Китай. В Таиланде современная инфраструктура: электрические сети, водоснабжение, морские и воздушные порты, железные дороги. Таиланд — ведущий центр промышленного производства в регионе. Не случайно Таиланд сегодня называют «азиатским Детройтом».
В стране сформированы устойчивые цепочки поставок в таких отраслях, как автомобилестроение, электроника, электротехническая и химическая промышленность, говорится в отчете консалтинговой компании Dsight. Лидерами по вложениям в экономику Таиланда являются Сингапур, Китай и Гонконг, Япония и США, отмечает партнер Dsight Арсений Даббах. В XXI веке Таиланд стал полноценным конкурентом Китая и Индии качестве территории для размещения производства. «Благодаря развитой логистической сети, государственным программам поддержки промышленности и квалифицированной рабочей силе Таиланд больше не является просто запасным вариантом, он становится предпочтительным направлением для компаний, желающих основать или расширить производство в Азии», — отмечают аналитики компании AMREP, занимающейся промышленным аутсорсингом.
Предсказуемая среда
Экономика Таиланда демонстрирует устойчивый рост и макроэкономическую стабильность, пишут авторы исследования Dsight. По итогам 2024 года рост ВВП составил 2,5%, а в 2025 году ожидается ускорение до 2,7–2,9% благодаря восстановлению туризма, укреплению внутреннего спроса и экспортной активности.
Инфляция находится на исторически низком уровне — всего 0,4% в 2024 году — что создает предсказуемую и благоприятную среду для ведения бизнеса. Финансовая и валютная политика Таиланда направлены на поддержание стабильности: тайский бат укрепился, а ключевая ставка местного ЦБ была снижена до 2% в 2025 году.
Торговый баланс стабилизировался, экспорт и импорт продолжают расти, при этом страна активно развивает экспорт сельскохозяйственных товаров, резюмируют в Dsight.
Консалтинговая компания McKinsey отмечает спад в секторе услуг во II квартале 2025 года: его рост снизился до 3,5% по сравнению с 4,1% в I квартале. Падают темпы прироста числа туристов как внутри страны, так и прибывающих из-за рубежа. На это повлияла сильная региональная конкуренция со стороны Китая, Японии и Вьетнама.
Лучше дела обстоят в промышленности: производственный сектор растет пятый квартал подряд после почти трехлетнего спада, который продолжался до II квартала 2024 года. Рост во II квартале 2025 года составил 1,7% по сравнению с 0,9% в I квартале того же года. Этому способствовали в основном экспортно ориентированные сегменты, такие как электроника, компьютеры и резинотехнические изделия, отмечают в McKinsey.
Всемирный банк указывает на факторы уязвимости экономики Таиланда, включая замедление импорта капитала из-за растущей неопределенности в мире, падение доходов от туризма — основной статьи экспорта услуг. Финансовая система Таиланд остается стабильной, признают эксперты Всемирного банка, уровень невозврата кредитов остается на комфортном показателе в 2,8%. Однако совокупный долг домохозяйств, хотя и снизился до 87,9% ВВП, остается самым высоким в АСЕАН, что сдерживает экономический рост и потребление товаров и услуг.
Стабильная экономика и предсказуемая политика, что делает страну привлекательной для долгосрочных инвестиций, рассуждает директор по продажам Sun Hills Development Юрий Пахомов. В стране понятные правила ведения бизнеса, гибкое налоговое регулирование и благожелательное отношение к иностранным компаниям. Государство поддерживает инвестиционную привлекательность и избегает шагов, способных ей навредить. «Сильная валюта — тайский бат, низкая инфляция и ежегодно растущий турпоток обеспечивают устойчивость рынка и делают Таиланд одной из самых надежных юрисдикций в Азии для инвесторов», — резюмирует Пахомов.
Зона преференций
За распределение льгот для инвесторов отвечает BOI (Board of Investment, Инвестиционный совет Таиланда). Если инвестпроект получил одобрение BOI, он может претендовать на преференции, например, инвестор может на особых условиях приобретать земельные участки для нужд своего бизнеса. В обычных случаях такое невозможно.
Обращаться за одобрением BOI могут только бизнесы, чья сфера деятельности отвечает долгосрочным интересам развития тайской экономики: автопром, биотехнологии, ИТ и т.д. Полный список подобных сфер деятельности публикуется на сайте BOI.
Иностранцы — представители неприоритетных отраслей — вынуждены организовывать бизнес с тайскими партнерами, которые должны быть мажоритарными акционерами. Компания должна иметь статус тайского юридического лица. Трудоустроить иностранного гражданина возможно при условии, что на каждого иностранца в уставном фонде компании приходятся 2 млн батов уставного капитала ($60 000), а также четыре тайских сотрудника в штате.
Еще одним инструментом поддержки иностранных инвестиций являются индустриальные парки и специальные экономические зоны, создаваемые для развития промышленности. К особым экономическим зонам относится и Восточный экономический коридор (ВЭК) — район в провинциях Чонбури, Районг, Чаченгсао. В рамках проекта ВЭК предусмотрены особые привилегии: иностранным инвесторам, чьи проекты одобрены BOI и реализуются в ВЭК, разрешается владеть землей на праве собственности для бизнес-целей в этой зоне.
Одним из самых громких проектов, реализуемых в тайских особых экономических зонах, является облачный кластер Amazon Web Services (AWS). Компания планирует вложить более $5 млрд в строительство дата-центров и другой инфраструктуры в Таиланде для расширения доступа к своим облачным сервисам. Поощрение от BOI является ключевым фактором, позволяющим AWS реализовать этот проект, включая право на владение необходимыми земельными участками.
Другой пример — строительство завода по производству легковых электромобилей в провинции Районг. Проект китайского производителя электромобилей BYD включает создание крупномасштабной производственной линии с годовой мощностью 150 000 автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка и для экспорта.
У российских инвесторов был опыт получения одобрения BOI, говорит гендиректор консалтинговой компании InvestEast Александра Агапитова. «Сам процесс не такой простой и быстрый, как кажется на первый взгляд, но вполне реален при знании всех необходимых нюансов», — рассуждает она.
Из клиентов InvestEast поддержу BOI получали проекты по разработке программного обеспечения, фабрики, отели. «Важно понимать, что за соблюдением условий поддержки следят достаточно строго, то есть нельзя, к примеру, в рамках девелоперской компании создать небольшую структуру, занимающуюся, биотехнологиями и пользоваться льготами, на преференции может претендовать именно та структура, которая прошла процедуру одобрения BOI», — отмечает Агапитова.
При поддержке Торгпредства России в Таиланде в 2024 году реализовано два инвестпроекта: екатеринбургская группа «БиоМикроГели» арендовала фабрику в районе морского порта Лаем Чабанг и приступила к подготовке производства реагентов на основе биополимеров для промышленной очистки воды для экспорта в страны Юго-Восточной Азии. Запуск производства планируется в апреле 2025 года.
Компания «Амарант Агро» изучает возможность производить в Таиланде снеки, масло, биоактивные добавки, корма для животных. Компания разместила на контрактной площадке в Таиланде заказ на 12 видов снеков и изготовила первую партию, которая была направлена на выставку во Францию и Китай.
Знакомые лица
Один из плюсов Таиланда — большинство выходцев из России на базовом уровне знакомо с регионом благодаря туристическому опыту, рассуждает Арсений Даббах. Также Россию и россиян достаточно хорошо воспринимают в Таиланде на уровне массового сознания.
При этом главные сложности связаны с разницей деловой культуры: подходы к коммуникации, принятию решений и управлению персоналом в Азии сильно отличаются от привычных для предпринимателей из России и стран СНГ, предупреждает Юрий Пахомов. «Многие тайские бизнесмены достаточно консервативны и оценивают личный комфорт часто выше каких-то новых перспектив бизнеса, поэтому часто если ты предлагаешь им новые проекты и направления бизнеса, ты можешь можно столкнуться с реакцией «А зачем, у нас и так все хорошо», — рассуждает Александра Агапитова.
В общем в Таиланде хорошо принимают иностранных бизнесменов, особенно если принимать правила игры и не навязывать свои. Ну и учитывать особенности менталитета — в Таиланде, как и во всей Азии, крайне важно «сохранение лица», так что людям часто сложно признавать свою неправоту или факт, что они не могут или не хотят что-то сделать, отмечает Агапитова.
За последние десять лет количество российских предпринимателей и инвесторов в Таиланде, безусловно, выросло. В том числе в 2023-2025 годах рост приобрел качественный характер, рассуждает Юрий Пахомов. Первые волны бизнес-миграции 2022–2023 годов были во многом спонтанными — многие предприниматели заходили без глубокого понимания особенностей тайского регулирования и деловой культуры. Часть проектов не смогла адаптироваться.
«Сегодня же на рынок приходят более подготовленные игроки — с проработанными юридическими структурами, стратегией, финансовой моделью и локальными партнерами. В результате количество новых компаний растет умеренно, но их качество, устойчивость и масштаб проектов заметно выше», — резюмирует Пахомов.
Накопленный объем российских инвестиций можно оценить в $1,1 млрд, говорит Арсений Даббах. «Пока это не очень значительная цифра, но нужно учитывать, что она не отражает всего объема вложений, так как многие проекты структурируются как совместные предприятия, где контроль принадлежит местным партнерам (чтобы компания считалась тайской, доля иностранных акционеров должна быть не более 49%, в этом случае бизнес получает существенные преимущества, например право владеть землей. — «Деловая повестка»). Реальные объемы инвестиций превышают официальную статистику в 2-3 раза», — полагает Даббах.
Цифры говорят, что крупный российский бизнес еще не начал работу в Таиланде пока мало. Пока российские инвестиции идут в такие отрасли как недвижимость, туризм и некоторые проекты, связанные с телекоммуникациями и ИТ. На сферу ИТ и телекома приходится примерно четверть от общего объема российских инвестиций — в основном это вложения в центры разработки и бэк офисы компаний. Есть примеры вложений в ИТ-решения в области финансов и логистики. 15-20% российских инвестиций приходится на туризм и логистику.
* Информационная поддержка
