Рафаэль. Наследники. К выставке «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже
Санти пожелал быть захороненным в римском Пантеоне, став первым художником, чей прах покоится в стенах знаменитого античного здания. Рафаэль также не забыл о своих учениках Джулио Романо и Джанфранческо Пенни. Ближайшим помощникам он оставил имущество мастерской, которая на тот момент была крупнейшей в Риме, а также право завершить начатое им самим. Однако этот щедрый поступок превратился в обременение для обоих наследников, вдвоем возглавивших мастерскую.
Прежде всего оба мастера совместно закончили картину, у которой, по словам Вазари Рафаэль умер – «Преображение Христа» (Ватиканские музеи) – картину-завещание великого Урбинца, символ высокого Ренессанса и одновременно конец этой эпохи. Джулио Романо и Пенни лучше многих могли проникнуть в замысел наставника, воплотить его, точно имитируя манеру: от техники исполнения до стиля. Каждый участник мастерской понимал необходимость «раствориться» в творчестве учителя, проникнуться его стилем и характером работы, подражать. Именно поэтому после смерти Рафаэля они не смогли ужиться на одном месте, им было тесно в Риме, их разрывали герцоги и графы других малых государств Аппенинского полуострова, желающие отстроить свои резиденции, выглядеть представительно, сформировать не только двор и окружение, но и антураж прогрессивного правителя и мецената. Спустя несколько лет после смерти Рафаэля огромная мастерская завершила свое существование. Ученики покидали ее год за годом в поисках своего покровителя и возможности творить в качестве главного придворного художника.