К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 
  • 02 октября 2011 г.

Политическое закулисье


    В предвыборный год политические дебаты выходят и на театральные подмостки. Последний сезон ознаменовался выходом нескольких громких спектаклей с явной политической окраской. Театральный режиссер и актер Олег Любимов размышляет, можно ли это назвать тенденцией

    Нежелание руководства театров отходить от классического (преимущественно комедийного) репертуара понятно: в условиях финансирования культуры по остаточному принципу директора обязаны думать о заполняемости залов. Зарплата труппы напрямую зависит от количества проданных билетов. А заманить зрителя проще всего костюмной постановкой, желательно не обремененной глубокими проблемами. К тому же в последнее десятилетие театр для многих заменил светский раут — дамы в вечерних платьях и кавалеры в дорогих костюмах приходят сюда приятно провести время. И вдруг им вместо мелодраматических страстей показывают матерящихся гопников и пьяных депутатов. Рискованно! При этом никто не отменял высокое начальство: за острую постановку можно оказаться на улице с волчьим билетом. Страшно! И вдруг почти одновременно появляется несколько проектов, которые смело можно назвать политическими. Это тенденция или глас вопиющих в пустыне? Насколько принципиальны создатели спектаклей или они просто учуяли новую модную тему?

    С высоты птичьего полета

    Самым раскрученным проектом сезона стала дилогия Кирилла Серебренникова «Околоноля» и «Отморозки».

     

    Премьера первого спектакля на Малой сцене МХТ собрала весь столичный бомонд, включая главного идеолога действующего режима Владислава Суркова. Весьма показательно, что именно ему молва приписывает авторство романа, легшего в основу инсценировки: получается своеобразная критика власти устами самой власти. Премьера «Отморозков» состоялась в Берлине, что тоже симптоматично: Европе как бы продемонстрировали, что критиковать существующее состояние дел в России очень даже разрешается. При этом Серебренников — очень талантливый режиссер, и спектакли у него получились крайне интересные. Но, по словам самого постановщика, он старался не принимать чью-либо сторону и как настоящий художник смотреть на проблему столкновения низов и верхов отстраненно. Но ведь обезличенный политический манифест невозможен! Без ярко выраженной авторской позиции протест против чего бы там ни было не имеет никакого смысла.

    Прямой репортаж о смерти

    Принципиально другой подход к созданию спектакля «Час восемнадцать» предприняли драматург Елена Гремина, режиссер Михаил Угаров и артисты Театра.Doc.

    Их произведение — это яростная критика произвола чиновников, беспринципности судебной системы, тотальной коррумпированности страны. Театр.Doc и раньше ставил на повестку дня остросоциальные вопросы, но, показав на сцене процесс убийства Сергея Магнитского, полуподвальная команда поднялась на уровень настоящего политического театра. Это не просто спектакль — это суд над всеми виновными с указанием подлинных имен, должностей и представлением зрителю доказательств состава преступления. И весьма показательна судьба спектакля: его обошли вниманием престижные фестивали, средства массовой информации его практически «не заметили», и на гастроли его не приглашают — боятся.

    Смех сквозь слезы

     

    Третий тип российского политического театра создали авторы проекта «Гражданин поэт» писатель Дмитрий Быков и актер Михаил Ефремов.

    Это театр сатиры (не путать с одноименным театром, не имеющим к сатире ни малейшего отношения). Когда-то политинформаторы из райкомов партии знакомили население с событиями недели, теперь эту функцию взяли на себя Быков с Ефремовым. Они молниеносно реагируют на все телодвижения власти, успевая облечь высказывание в поэтическо-пародийную форму. Получается очень талантливо, гомерически смешно и невыносимо грустно. Изгнанные с телевидения, просочившиеся в интернет, авторы внезапно материализовались с регулярными выступлениями в Театре эстрады. А в конце сентября они даже оккупировали сцену Барвиха Luxury Village — можно сказать, заявили о себе почти у ворот президентской дачи. Выходит так: массовому зрителю смотреть данное шоу нельзя, а то он начнет задумываться о действительности (чем и обусловлен запрет проекта на TВ). А жители Рублевки и так все знают и понимают — так почему же не посмотреть хороший спектакль?

    Получит ли развитие политическая тема на российских подмостках в выборный сезон? Есть надежда, что диалог театра с властью продолжится. И мы когда-нибудь выйдем на уровень Европы, где актеры выступают со сцены с открытыми обвинениями в адрес «небожителей» и ни чем при этом не рискуют. Хотя и там сейчас начинают потихоньку закручивать гайки.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2022
      16+