Гордость без предубеждения: 10 современных романов, написанных женщинами

За всю историю Нобелевской премии по литературе – а это 107 церемоний, проведенных с 1901 года – женщинам она присуждалась всего 14 раз. Тем не менее, кажется, литература перестает быть «мужским клубом»: пять из 14 Нобелей женщины получили после 2000 года. В последний раз это произошло в 2016 году: тогда премию вручили белорусской писательнице Светлане Алексиевич. Каждый год выходят новые актуальные произведения, созданные женщинами, и десятку из них Forbes Woman приводит в этой подборке.
«Щегол», Донна Тартт
Во время взрыва в Метрополитен-музее на глазах у тринадцатилетнего Тео Декера погибает его мать. С подачи раненого старика мальчик выносит из задымленного зала голландской живописи картину Фабрициуса. Подрастающему Тео, вору поневоле, придется скрываться от собственного отца, полиции, дельцов арт-рынка, призраков прошлого и от самого себя. Украденное полотно превратится в переходящий тотем: скрасив смерть старика в музее (тот расскажет, что в детстве картина висела в доме его семьи), оно сначала чуть не погубит Тео, а потом окажется его спасением.
«Щегол» стал сенсацией 2014 года. Тартт получила за него Пулитцеровсую премию, а в 2016 году стало известно, что книгу экранизирует Джон Кроули, режиссер сериала True Detective.
«Печали Американца», Сири Хустведт
После смерти отца психиатр Эрик Давидсен находит в его бумагах письмо от некоей Лизы с намеком на страшную тайну, их объединяющую. Вместе с сестрой Ингой Эрик начинает семейное расследование. Несмотря на детективную завязку «Печали Американца» на деле оказываются в некотором роде сеансом психотерапии: доктор анализирует печали своих предков, друзей, клиентов и пытается ответить на вопрос не столько о том, что случилось, сколько о том, почему это произошло. Некоторые загадки разрешатся самым неожиданным образом, другие окажутся всего лишь игрой воображения главного героя и его сестры.
Сири Хустведт, будучи женой и музой известного писателя Пола Остера, сумела выйти из тени знаменитого мужа: книги Хустведт переведены на шестнадцать языков, и читатели на нескольких континентах уже оценили ее талант прозаика, эссеиста и поэта.
«Когда бог был кроликом», Сара Уинман
В центре повествования — Элли, живущая в валлийской глуши, и ее ближайший круг: брат, с которым они очень близки, родители, лучшая подруга и кролик по имени Бог. Их жизнь проходит в семейном отеле, в котором ежедневно появляются новые персонажи.
Роман-взросление охватывает четыре десятилетия жизни семьи Мод. Вспоминая свое детство, молодость и зрелые годы, Сара Уинман сумела не впасть ни в чрезмерную сентиментальность, ни в агрессивный реализм. О чем эта книга? О любви, которая принимает самые причудливые формы. О настоящей дружбе, которая проходит сквозь года. О том, что мы все вспоминаем с нежностью: «О свидетеле моей души, о своей детской тени, о тех временах, когда мечты были маленькими и исполнимыми. Когда «конфеты стоили пенни, а бог был кроликом».
«Жизнь после жизни», Кейт Аткинсон
Снежной ночью в феврале 1910-го на свет появляется Урсула — и умирает, не успев сделать и вдоха. Снежной ночью в феврале 1910-го на свет появляется Урсула, но трагически погибает в 4 года. В третий раз она проживет немного дольше. Отмеренный срок будет расти, пока героине не удастся избежать всех опасностей, многие из которых рифмуются с катастрофами XX века. На самом деле, главный герой книги вовсе не девушка, а время: историческое (XX век) и то, которое вмещает нашу жизнь – время, отмеренное обстоятельствами или кем-то свыше. Оказывается, подготовиться к «концу времени», то есть смерти, не удается даже древним старухам.
Автор мрачных детективов, отмеченных самим Стивеном Кингом, Аткинсон дебютировала в большой прозе с «Жизнью после жизни» и сразу заинтересовала интеллектуалов по всему миру. Роман стал одним из самых обсуждаемых бестселлеров 2013 года, получил теплый прием у критиков Guardian и New York Times и номинацию на Букеровскую премию.
«Оливия Киттеридж», Элизабет Стаут
В небольшом провинциальном городе живет Олив — отличающаяся суровым нравом бывшая учительница математики. Людей она видит насквозь и потому недолюбливает. Свою семью, мужа и сына, держит в строгости. В 13 рассказах, из которых состоит роман, мы видим Оливию глазами ее родных и знакомых. На протяжении 20 лет героиня стареет, хоронит родственников и черствеет. Лишь в финале читатель становится свидетелем события, способного пробить броню ее недоверия к миру.
Историю бывшей школьной учительницы в 2014 году экранизировала для канала HBO режиссер Лиза Холоденко. Четырехсерийная картина со звездой фильмов «Фарго» и «После прочтения сжечь» Френсис Макдорманд в главной роли получила три номинации на «Золотой глобус» и выиграла восемь «Эмми», в том числе награду за выдающийся мини-сериал.
Американские критики называли Элизабет Стаут «Ричардом Йейтсом в юбке» и «американским Чеховым». «Оливия Киттеридж» принесла писательнице Пулитцеровскую премию.
«Маленькая жизнь», Ханья Янагихара
«Маленькая жизнь» — история о четырех молодых людях, которые строят карьеру в современном Нью-Йорке. Перед нами актер Виллем, художник Джей-Би, архитектор Малкольм и юрист Джуд. Последний постоянно чувствует себя среди друзей не в своей тарелке: «Ему нравилось делать вид, что он один из них, хотя он и знал, что это не так». Ханья Янагихара, дочь врача-гематолога, с детства интересовалась медицинской экспертизой, и в своем романе она «препарирует» психологические проблемы героя, описывая ужасы его детства — сексуальное насилие в семье, непонимание со стороны родителей и сверстников, щемящее одиночество и чувство вины.
Одни восхищались дерзостью писательницы, вскрывшей болезни современного общества, другие обвиняли роман в откровенной «чернухе». Но чуткие читатели увидели, как автор пытается рассказать правду о прошлом миллионов людей, осмыслить один из самых массовых недугов века, депрессию, и найти пусть не лекарство от детских травм, но хотя бы утешение для пострадавших.
«Зулейха открывает глаза», Гузель Яхина
30-е годы. Беременную жену убитого «кулака» угоняют из родной татарской деревни по каторжному пути в Сибирь. Она «открывает глаза», то есть приходит в себя, только в поезде, за сотню километров от родной земли. Вместе с ней по этапу везут ученых, художников, уголовников. В спецпоселении на Ангаре в этой разношерстной компании ей предстоит открыть для себя новый мир. Там, лишившись мужа и привычного уклада жизни, Зулейха тем не менее обретет неожиданную свободу и женское счастье. А на фоне истории личного преображения главной героини жизнь сплотит случайных «соседей» по ссылке и даже очеловечит конвоиров — людей тех же профессий и социального статуса, что и «угнанные».
«Зулейха открывает глаза», дебютная книга россиянки Яхиной, сразу же привлекла внимание критиков и выстрелила в чартах продаж. В 2015 она завоевала две крупнейшие национальные премии — «Большую книгу» и «Ясную поляну».
«Дом, в котором», Мариам Петросян
Закрытый интернат, в котором разворачивается действие романа, — не просто учреждение для сирот, а вселенная, живущая по своим правилам. Дети здесь сбиваются в стаи, их «вид» легко определить: Фазаны — колясочники, шумные и злобные Крысы с немыслимыми прическами, яростные Псы в кожаных ошейниках. Главный герой по кличке Курильщик ссорится со своей «стаей» и выходит в свободное плавание по Дому. Он знакомится с дюжиной персонажей, узнает множество тайн и, главное, начинает готовиться к будущему, в котором придется выходить в «Наружность». «Дом, в котором..» — это и увлекательная история взросления, и философская сага. Мариам Петросян пристально изучает закрытое общество, его правила жизни и страхи обитателей интерната перед столкновением с «реальным» миром.
«Дом…» россиянки Петросян уже перевели на семь языков, а французский журнал Lire назвал его лучшим произведением в фантастическом жанре в 2016 году. В апреле 2017 года книга выйдет на английском в издательстве AmazonCrossing.
«Лестница Якова», Людмила Улицкая
Середина 70-х, Москва. Театральная художница Нора Осецкая после смерти бабушки Маруси находит в ее квартире архив бумаг деда Якова.
1911 год, Киев. Будущий ученый-экономист Яков Осецкий пишет взволнованные письма своей невесте Марусе: та уехала в Москву обучаться танцу у Айседоры Дункан, и ему очень ее не хватает.
Нора начинает читать переписку родных и вскоре обнаруживает массу сходств между собой и дедом. На параллелях между их историями вырастает роман: Нора примкнет к кругу диссидентов, Яков окажется в гуще еврейских погромов в Киеве; Нора не сможет сохранить свою единственную любовь, ее деда лишат жены и детей ссылка и статус «врага народа».
История создания «Лестницы Якова» почти совпадает с ее сюжетом: Улицкая нашла бумаги своего деда и увлеклась романом в письмах, почти дословно приведенном в книге. Писательница в прошлом не раз говорила, что выпустила свой последний роман и хочет отказаться от этого жанра, но неожиданная находка вынудила ее рассказать семейную сагу Улицких-Осецких.
«Женщины Лазаря», Марина Степнова
Все начинается с главы о жизни Лидочки, юной балерины, измученной бабушкой и занятиями у станка. Потом возникает, собственно, Лазарь — талантливый ученый, судьба которого напоминает биографию Ландау. Ровесник XX века, Лазарь Линдт в 1918 году оказывается на первом курсе МГУ, встречает своего проводника в мире науки и сразу влюбляется в его жену Марусю. Она гораздо старше, и надеяться на взаимность не приходится, однако ее образ останется в сердце Лазаря навсегда. Его ждет головокружительная карьера и новая любовь — к девушке, которая сама годится ему в дочери. Третьей женщиной Лазаря станет та самая Лидочка из первой главы — унаследовавшая его бурную натуру внучка, которой он явится в самый сложный момент ее жизни. В конечном счете, Марина Степанова пытается ответить на вопрос, возможна ли любовь — между влюбленными, между представителями разных национальностей, любовь Родины к своим сыновьям.
Роман «Женщины Лазаря» вызвал неоднозначную реакцию. Литературные критики приняли новую работу Степновой холодно, в то время как книжные магазины признали книгу бестселлером.