К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Картина маслом. Чем женщины из большого бизнеса занимаются в свободное время

Картина маслом. Чем женщины из большого бизнеса занимаются в свободное время
«Пока я готовлю, я не могу брать трубку», — говорит советник по коммуникациям «Альфа-Банка» Дарья Козырева, которая дома, чтобы расслабиться после работы в режиме подвига, варит варенье и готовит другие десерты в промышленных количествах. Forbes Woman нашел еще нескольких женщин с творческими хобби на высоких должностях в российском бизнесе

С утра до вечера у этих женщин конфколлы, совещания и перелеты по всему миру и совсем не «высокие материи», но в расписании обязательно находятся окна для творчества. Владелица и директор по развитию ИТ-компании Oberon пишет картины маслом. Директор по маркетингу нефтегазового холдинга «Тотал Восток» развивает свой фэшн-бренд по выходным. Управляющая гостиничным бизнесом в Казани сама конструирует украшения и так увлеклась, что даже открыла несколько ювелирных бутиков своего бренда в нескольких аэропортах России. Советник по коммуникациям «Альфа-Банка» печет дома на кухне торты в промышленных количествах и продает их через инстаграм. А директор по развитию «Гарантэнерго» — одной из компаний-лидеров по электромонтажным работам — устраивает speak-easy ужины, готовя из продуктов с собственной фермы, и пишет кулинарные книги.

Елена Буянова, основатель ИТ-компании Oberon и частной школы Exupery
DR

Елена Буянова, основатель ИТ-компании Oberon и частной школы Exupery

В детстве Елене Буяновой объяснили, что рисовать она не умеет, а в музыкалке отбили охоту садиться за фортепиано. Но быстрый математический ум и умение договариваться с людьми никто не отменял: она стала заниматься бизнесом, причем очень сложным и «мужским». Сейчас ее основной проект в Москве — это ИТ-компания Oberon, системный интегратор: она строит центры обработки данных и колл-центры, внедряет CRM-системы. Компании уже 12 лет,  оборот до 1,5 млрд руб. в год. Кроме того, у Буяновой в Риге — частная общеобразовательная школа Exupery, где обучение ведется преимущественно на английском языке. Создать школу — не то чтобы творческая задача, тут нужно быть рациональным менеджером. Школа начиналась как решение личной задачи: Буянова с семьей переехала в Латвию, не нашла для младшей дочери подходящей школы — и создала ее сама.

Свои дома Буянова декорирует всегда сама: квартиру в Москве, дачу в Тарусе, поместье в Риге. А пару лет назад она села за мольберт. «Преподаватель младшей дочери сказала: просто садись и рисуй, не нужен какой-то великий талант, это способ общения. Ты красками говоришь так же, как словами». Одним дождливым летом, на даче, от нечего делать она села рисовать. И не могла оторваться. С тех пор любое свободное окно в расписании она использует для занятия своим новым увлечением — едет в Венецию на этюды или рисует у себя в Тарусе или в Риге.

Прошлый год был очень насыщенный, почти без выходных, каждую неделю по два перелета, и этим летом Буянова позволила себе на два месяца выключить телефон. Каждое утро просыпалась на даче и без завтрака садилась за мольберт — рисовала там каждый день по несколько часов, такая сильная была потребность. «Мы рисовали вдвоем с подругой Никой Джафаровой. Вместе работали над каждой картиной, назвали наш дуэт Won Der Art. И даже устроили в конце ноября выставку для друзей в Москве, с благотворительным аукционом», — рассказывает она.

Рисуя, говорит Буянова, она входит в состояние потока: «Есть такой термин психолога Михая Чиксентмихаи — и надо сказать, что пока я сама не начала рисовать, оставаясь лишь ценителем прекрасного, слово «поток» так и оставалось для меня термином. После вечера за мольбертом с утра голова свежая — и оказывается, рациональные повседневные бизнес-задачи можно решать легче, с меньшим стрессом». 

Ольга Карпова, директор по развитию «Гарантэнерго»
DR

Ольга Карпова, директор по развитию «Гарантэнерго»

«Я работаю с 7 лет. Бабушка из Обнинска всех привлекала на даче, чтобы мы кирпичи таскали, у нас были трудовые книжки, можно было вечером взять деньги за день, а можно было у нее на депозите оставить и в конце каникул забрать с процентами. Я ей безумно благодарна за эту школу», — вспоминает Ольга Карпова. Еще в школе она работала у дяди разнорабочим в типографии. Поступив на филфак в МГУ, чувствовала, что ей не 16 лет, а как минимум 25.

«Гарантэнерго» — семейная компания, которая специализируется на прокладке кабеля по Москве, строительстве трансформаторных подстанций. Ее основал муж Карповой еще студентом колледжа при Мосэнерго. Слоган «Мы делаем мир светлее с 2003 года» придумала Ольга. Она пришла работать в компанию в 2011 году, первое время работала на должности директора по общим вопросам, занималась HR, сейчас директор по развитию — сместила фокус на управление закупками, реализацию проектов, автоматизацию бизнес-процессов. «Это и правда «хардкор» — я же с филфака, немного «хрустальная», если со мной грубо разговаривать — могу расплакаться. А в этой индустрии редко кто даже нормально здоровается, лексика ненормативная, все задачи — очень срочно и вчера. И с годами легче не становится — бывает, 11 вечера, а я сижу в офисе и до сих пор толком не ела и не накрасилась, какой уж тут спортзал», — объясняет предпринимательница.

Карпова с мужем любили приезжать на ферму к другу семьи, это 60 км от Москвы по Дмитровскому шоссе. 6 лет назад случилась трагедия, дом сгорел, вся семья погибла, кроме дочки. Над дочкой Ольга с мужем взяли шефство. У них двое общих детей, и двое детей мужа от первого брака часто проводят с ними время. Всего пятеро.
 
«Мы построили дом, здание фермы, и стали проводить на ферме много времени. К этому моменту у нас уже родился старший сын, я как и все мамы увлеклась темой здорового питания, начала разбираться, как все страшно в магазинах, что там же все дико вредно и опасно. Даже ходила в группу мам, которые сами мололи муку на домашних мельницах. Сейчас я спокойней в этом вопросе, могу и чипсы съесть. Муж любит коз, кур, готов их обнимать и целовать — животные все на нем. А я безумно люблю готовить, придумываю праздничные продуктовые наборы и красиво их упаковываю», — рассказывает Карпова.

Когда она пришла учиться в бизнес-школу Сколково, обратила внимание, что все разговоры там — про технологичное будущее: «Роботы, все такое искусственное, технологичное, и я задумалась, что мои дети будут жить в мире — без живой классической музыки, без нормальной еды». От противного Карпова представила в качестве дипломного проекта проект «Ферма для своих» и  даже заняла второе место, несмотря на то, что это очень камерный бизнес: «Всего одна корова, три козы, несколько куриц и овощи-фрукты, и мы всего-то выходим в ноль». Завела инстаграм, начала организовывать на ферме званые обеды по субботам, и слава быстро разлетелась: на ферму приезжали на обеды не только друзья, но и незнакомые люди, Карпова приглашала известного московского повара, который готовил для гостей из ее продуктов, на улице накрывала длинный красивый стол.

«Я продолжаю делать обеды в сезон, это мое большое вдохновение и радость! В холодное время года я делаю фермерские квартирники в Москве, меня приглашают на домашние вечера, иногда готовит повар с именем, иногда сама готовлю». Еще «Ферма для своих» продает продуктовые наборы — уже есть хорошая база постоянных клиентов, большим спросом пользуются наборы к новогоднему столу и к Пасхе. В начале у Ольги было все по бизнес-формулам, маркетолог, менеджер для приема заказов, бухгалтер. Но со временем она поняла, что все можно делать силами одного-двух сотрудников офиса и наняла больше рабочих на ферму:«Да, все стало более медленно, но я наконец стала на этом зарабатывать. Для меня это, в первую очередь, творчество — я не хочу ферму выращивать во что-то глобальное. Фермерский проект идет параллельно «Гарантэнерго». Если основная работа — это битва каждый день, но тут — вдохновение».

С появлением фермерского проекта Карпова наконец начала писать: в школе писала статьи как журналист в местную газету — и это всегда нравилось, но было негде применить. Теперь она собирает рецепты — тех поваров, которых приглашает готовить на званые обеды фермы «Для своих». Каждый рецепт — это история, либо из детства, либо знакомство, которое связано с рецептом. Первая книга вышла год назад, сейчас Ольга работает над переизданием и думает про кулинарный блог.

Елена Войтко, управляющая гостиничным комплексом «Казанская Ривьера»
DR

Елена Войтко, управляющая гостиничным комплексом «Казанская Ривьера»

Елена Войтко переехала за мужем из Москвы в Казань, он много лет назад руководил региональным направлением «Планеты фитнес». И вот уже 14 лет Татарстан ее не отпускает. Сейчас живет на два города. В Казани —большой гостиничный комплекс, где она управляющий директор: «Казанская ривьера» — это отель-небоскреб на набережной реки на две сотни номеров, спа, рестораны. Отель соединен с крупнейшим в регионе аквапарком, это один из его главных туристических объектов — за год его посещает более миллиона гостей, и на Войтко — не только стратегия и финансы, но и операционная деятельность. «Я живу в квартире рядом с отелем, а все дни там провожу в лобби, в ресторанах, в комплексе,  люблю эту жизнь, и конечно, с таким потоком клиентов мне вообще скучать не приходится», — рассказывает она. Неделя в Казани — неделя в Москве, где сейчас учится дочь-подросток, и они с мамой Леной живут в апартаментах отеля известной отельной сети»: «Я уже 12 лет работаю в отеле и обожаю эту атмосферу. Знаете, если ты уже внутри гостиничной системы, то становишься таким рабом лампы». 
 
Войтко живет не только на два города, но и сразу на несколько проектов. Основная работа управленца — это чистый бизнес, работа с людьми и деловой драйв, а есть проекты, которые начинаются с потребности в творчестве. Например, это ювелирное дело. В Казани у нее мастерская. Увлеклась этим случайно, образования специального не получала. «Я вижу себя как ювелира-новатора, по музеям ювелирного искусства не езжу, вдохновляюсь самой жизнью: путешествиями, книгами, разными футуристическими концепциями устройства мира, архитектурой и даже экономическими теориями», — объясняет она.
 
 Войтко придумывает украшения, обсуждает и тестирует их со своими сотрудниками — профессиональными ювелирами классической школы: «Получается, я главный конструктор. Сейчас столько новых материалов, а я люблю украшения-трансформеры, придумать каждое — это как собрать сложное лего. Когда идея складывается, я рисую эскиз на бумаге, дальше уже ювелиры делают его в 3D. Следующий этап — форма из воска, в которую через несколько этапов заливают металл». 
 
Страсть выросла уже во вполне самостоятельный бизнес: ювелирная марка Luara – это демократичный бренд с дизайнерскими украшениями в основном из серебра с различными вставками, бутики есть во Внуково, Домодедово и в ряде других аэропортов и отелей России. «Аренда там очень высокая, но мы уже научились работать с тревел-сегментом, поэтому у нас своя ниша», — объясняет Войтко. Сейчас она потихоньку запускает именную премиальную марку – Voitko Jewelry, первый бутик открыла на первом этаже отеля «Марриотт» на Новом Арбате.
 
Она начала работать над этой линией во время учебы в «Сколково» на EMBA: «Когда я демонстрировала свои новые украшения во время учебы, то вечером домой, бывало, уезжала с пустыми руками — почти все разбирали прямо на перерывах. Особенным успехом пользовалась коллекция с голубыми кристаллами в «хай-тек» огранке, из опала, срощенного с кварцем, которую мы запатентовали».

Дарья Козырева, советник по коммуникациям председателя правления «Альфа-Банка»
DR

Дарья Козырева, советник по коммуникациям председателя правления «Альфа-Банка»

Еще учась на журфаке, Дарья Козырева работала ведущей «Первого канала», но довольно быстро нашла себя в корпоративных коммуникациях: 11 лет руководила департаментом общественных связей в «Промсвязьбанке», последние два года возглавляла отдел информационной политики и связей с общественностью «Альфа-банка». Ее рабочая жизнь состоит из нервных звонков с 8 утра до 11 вечера, срочных пресс-релизов: все это про дедлайн и быстрые реакции на чистом стрессе и адреналине. Кто бы мог подумать, что Козырева приходит домой и начинает медлительно варить варенье или готовить шоколадные фланы в промышленных количествах. По строгому требованию мужа, который мечтает оставаться в хорошей форме, она начала продавать десерты через инстаграм.

«Я вообще не готовила до 35 лет, могла быстро устроить посредственную яичницу, и меня это совершенно не беспокоило. Я вовсе не считаю, что каждая женщина должна уметь вязать, шить, готовить. Женщина никому ничего не должна. Но когда я вышла замуж во второй раз, потребность готовить у меня проснулась. Плюс с моей жесткой работой мне захотелось обратного баланса, женской энергии», — рассказывает Козырева

Она начала готовить по выходным и вечерами, если не спится, — все подряд. Постепенно поняла, что больше всего любит делать десерты — это наиболее сакральный процесс, а запах булочек в доме — это очень уютно. 
Все началось с варенья. Оказалось, это настоящая медитация, идеально успокаивает поток мыслей. Муж смеялся: варенье золотое, если и продавать — то только ниже себестоимости. Специальный медный таз, в котором она варит варенье, стоил Козыревым в Италии «как чугунный мост». Дачи у них нет, поэтому кондитер в «десертном порыве» шла на «Усачевский» рынок, покупала там лучшие ягоды и самый дорогой сахар: «Ведь я для любимых это делаю».

Этим августом Козырева вышла из берегов с объемами десертного производства. Дети отдыхали в Юрмале, и у нее были свободные вечера. Как-то раз после работы и тренировки по плаванию возвращается муж и обнаруживает на столе лимонную меренгу, грушевый десерт и печенье нисуаз с малиной. Наступил семейный кризис. Муж буквально стукнул кулаком по столу и сказал: либо в помойку, либо продавай — зачем я плаваю и бегаю, когда контролировать свой вес в этом доме просто нереально.

Супруга завела инстаграм, сфотографировала десерты и написала «Продаю!». Поначалу она не знала, как оценить товар: позвонила знакомая, спросила сколько стоят десерты, и Козырева предложила забрать бесплатно. Тогда знакомая, изучив другие предложения в интернете, заявила: вот такая должна быть цена. «Сейчас у меня уже есть какой-то ручеек клиентов, за три месяца я уже выполнила десятки тортов на заказ. Муж говорит, что надо открывать производство. Я не готова, это же будут другие люди готовить, а я так не хочу, ведь это моя любовь. Так что пока бизнес-модель моего десертного хобби даже не нарисована. Пока для меня это модель счастья», — объясняет Козырева.

Анастасия Макаркина, директор по маркетингу нефтегазового холдинга «Тотал Восток»
DR

Анастасия Макаркина, директор по маркетингу нефтегазового холдинга «Тотал Восток»

6 лет назад Анастасия Макаркина запустила свой фэшн-бренд Varvara и занималась им в свободное время, работая в закупках в большой корпорации — «Рено-Ниссан-Автоваз». Офисная работа состояла из цифр, контрактов, больших бюджетов и предполагала огромную ответственность. Varvara стала для Макаркиной антистресс-терапией: «Так остро мне нужна была отдушина, какое-то место, где я по-настоящему смогла бы почувствовать себя девочкой».

К мысли о фэшн-бренде подтолкнула случайная встреча с одноклассницей. Она привезла подругу на Тишинку на блошиный рынок, рассказала про сайт livemaster: это весьма специфическое сообщество, но Макаркина растворилась в нем на несколько недель, просто ходила по страницам людей и смотрела фотографии вещей, которые они делают своими руками. Увидела варежки с узорами и подумала, что может купить их себе и своим подругам на Новый год. Когда Макаркиной пришла посылка от ярославской мастерицы, она увидела плохо скроенную строительную перчатку, где красный мех был грубо прошит черными нитками. Так она и решила делать свои первые варежки Varvara: все началось с них.

Сейчас на Varvara трудится три человека в штате и еще три фрилансера, команда знает особенности графика основательницы, поэтому старается не беспокоить ее в рабочее время. Бывает, конечно, завал и там, и там. Тогда Макаркина после работы или большого совещания в девять вечера может сломя голову бежать в шоу-рум, чтобы готовить до четырех утра завтрашний показ.

Фэшн — одна из самых конкурентных сфер бизнеса. Поэтому Макаркина считает бренд Varvara все-таки не бизнесом, а хобби. «Мы выросли в стране, где почти в каждой семье была швейная машинка, мамы и бабушки шили. А сейчас у их дочек и внучек есть свои бренды, странички в Инстаграм, где они пытаются что-то продавать», — объясняет она. Хотя продукт, по ее оценке, неплохо продается в онлайне и через шоу-рум, и есть даже планы вывести его в США.

Елена Мартынова, заместитель директора департамента по информатизации и развития бизнес-процессов «Роснефти»
DR

Елена Мартынова, заместитель директора департамента по информатизации и развития бизнес-процессов «Роснефти»

Елена Мартынова всегда была отличницей. Закончила с красным дипломом финансовый университет, диплом ей вручал в Кремле экс-глава Центробанка Виктор Геращенко. Потом училась в Нью-Йорке в Колумбийском университете, после получила сертификацию MICA в Манчестерском университете, а сейчас учится на лидерской программе в СПБГу. Интенсивность рабочей жизни — 24/7 365 дней в году — командировки, встречи, переговоры. «Люди меня окружают потрясающие и вместе мы делаем крутые проекты — у меня кабинет для всех открыт, я работаю с удовольствием», — говорит она. 
 
По мнению близких, несмотря на сложность ее работы управленца, где нужны и лидерские качества, и системность мышления, Елена с детства была творческой личностью. Ее мама, выпускница Бауманки, и отец, математик и шахматист, дочь отправили учиться в физико-математическую школу, и она успешно ее закончила — честолюбие не позволило отступать. Это и определило дальнейшую карьеру. Но свободные минуты любит посвящать творчеству — пишет картины маслом и сочиняет проникновенные стихи.
 
«Наверное, сейчас стихотворений сотни. Я никогда их не считала. Они ко мне приходят сами, лет с 12, может быть, раньше. Моя задача — только успеть записать», — смеется Мартынова. Она может разговаривать с кем-то, но если строки пришли, она делает паузу и записывает. Ее друзья уже знают, что если она вдруг замолчала, достала смартфон и что-то строчит, ее не надо трогать несколько минут, а потом она прочитает стихотворение. 
 
Пишет в основном про чувства и про людей, которых встречает в жизни. «Многие считают, что поэт пишет в основном про себя. У меня это не так. Мои стихи редко обо мне. В основном — о жизни и о невероятных личностях, с которыми мне посчастливилось общаться. Мне вообще везет на хороших людей рядом, спасибо им за это». Сама любит Ахматову, Бродского и Маяковского: «Мне до них очень далеко, не смею себя сравнивать». 
 
Елена не исключает, что когда-нибудь сделает выставку своих работ, которые, кстати, выигрывают конкурсы живописи и пополняют коллекции ее друзей и знакомых. Или вступит в поэтический клуб, начнет ходить на чтения и однажды издаст сборник.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+