«Маша», «Трое», «Сера»: какие призы достались женским работам на «Кинотавре»-2020

В этом году в программе «Кинотавра» половина картин были сняты женщинами-режиссерами. Однако призы получили всего три фильма — рассказываем подробнее о них и их авторах

«Кинотавр»-2020 собирался выступить в духе всех мировых фестивалей, то есть в поддержку фем-волны: 6 из 13 фильмов сняты режиссерами-женщинами. Критикам подали очевидный мяч. Несмотря на все разговоры и прогрессивные мысли, жюри, возглавляемое мужчиной, Борисом Хлебниковым, в котором, кстати, четверо из семи — женщины, выдало призы в основном не женским фильмам. Получилось всего три исключения: приз за оператора (он мужчина), за дебют, и еще в другом конкурсе приз получил женский короткий метр. Мужчины выиграли Гран-при и важнейшие награды за лучшую режиссуру и сценарий. 

Почему так? Вряд ли в этом есть четко очерченная позиция: выбирают-то конкретные картины за конкретные заслуги. В наградных листах фестивалей навряд ли могут существовать гендерные квоты. И все же странно: выглядело бы как жест на показ, если бы не пара других фактов. В прошлом году вместо «Верности» Нигины Сайфуллаевой, нежного, трепетного фильма о личном, жюри под руководством Константина Хабенского выбрало лучшим фильмом «Кинотавра» «Быка», суровую маскулинную драму о 1990-х, и все были этим решением недовольны. В этот же раз призы были признаны более чем справедливыми.

Рассказываем о трех женских фильмах, которые их получили.