«Красят организмы, как заборы»: как женщины в Российской империи пытались строить бизнес на уроках рисования

Сегодня образование в творческой сфере, разнообразные школы рисования — динамично растущий бизнес. Но полтора столетия назад в России женщина, пожелавшая учиться живописи, могла рассчитывать только на частные уроки или образование за границей. Автор проекта «Невидимое искусство» о художницах в Российской империи Надежда Демкина рассказывает о четырех женщинах, которые пытались исправить эту несправедливость

Только в 1892 году Академия художеств начала принимать женщин не только в качестве вольнослушателей, но и в качестве полноправных студенток. До этого официальная дорога в профессию художника (как и во многие другие) для них была закрыта. Те немногие, кто отваживался искать свой путь в творчестве, брали частные уроки или обучались за границей. Такая роскошь была доступна очень узкому кругу девушек из богатых семей, но даже среди них многие сталкивались с неодобрением со стороны родственников.

Хотя еще в конце XVII века существовала Школа Оружейной палаты, мастера которой создавали парсуны (портретный жанр, отличный от иконописи, но стилистически развившийся из нее), активно развиваться светское искусство начало при Петре I, который приглашал художников из-за границы. В середине XVIII века в России появляется своя Академия художеств. И только в начале XIX века открываются рисовальные школы — сначала по инициативе благотворительных обществ, а потом и частные. Первая частная рисовальная школа в Российской империи была основана именно женщиной. 

В этой подборке — истории женщин, которые не только сами стали художницами, но и дали возможность учиться другим.